И где бы я не шел, я все стою у дверей

Разбивать стереотипы — работа
неблагодарная. Но некоторые из них
настолько вредны, что терпеть их далее
становится опасным. К примеру, мнение о том, что церковь считает рок чем-то вроде
сатанизма. Однако рок-музыка — явление
многогранное и навешивание ярлыков часто
мешает взаимопониманию церковной и не
церковной молодежи. К сожалению, мало кто
говорит о том, что не существует
официального определения об отношении
церкви к рок-музыке. Нет никаких
синодальных или соборных постановлений.
Есть только мнения отдельных
священнослужителей или мирян. Представим
их.

Отношение первое. Полное неприятие

Оно представлено работами архимандрита
Лазаря (Абашидзе) и епископа-«зарубежника»
Александра Милеанта. Прежде всего, отцы
указывают на жестко-агрессивный характер
рок-музыки — мелодий и аранжировок (с
использованием искажения звучания гитары —
«примочек»), на присутствие
сатанинской символики рокерами и на то, что
если прокрутить записи рок-музыки в
обратном порядке, то получится молитва
сатане.

Кроме того, они отмечают, что в самой суб-культуре
рокеров очень распространены блуд,
наркотики, неуважение к родителям, не
говоря уже о других грехах.

Отношение первое прочно укоренилось в
православной среде и для некоторых
православных становится в ряд с догматами
веры.

Отношение второе. Попытка понять

Представлено работами иеромонаха Сергия (Рыбко)
служащего в Москве, священника Всеволода
Чаплина (ОВЦС МП) и посредством интервью
одного из самых известных рок-музыкантов,
принявшего православие — Константина
Кинчева. В ответ на указанные обвинения они
говорят о том, что жесткий рок представлен
далеко не во всех направлениях этой уже
очень разнообразной музыки. Кроме того, К.Кинчев
считает, что утяжеление музыки отображает
его страну «Мне кажется, что в стиле хард-рок
звучит страна. Россия — мощная, трагическая
и очень величавая страна». Использование
дьявольской символики — чаще всего эпатаж и
очень редко реальный сатанизм. Тот же
Кинчев, знающий рок изнутри на ответ о том,
почему рокеры используют такую символику,
прямо говорит, что они делают это «по
дурости». Относительно молитв дьяволу, то
иеромонах Сергий Рыбко сообщает прямо
противоположную информацию — он
прослушивал «обвиняемые песни» и не
обнаружил ничего из того, о чем упоминал
архим. Лазарь.

Как объясняет эту ситуацию сам о.Сергий —
отрицательное отношение началось с брошюры
католического священника Жан-Поля
Режимбаля «Рок-н-ролл», в которой автор
допустил многие неточности. Именно
текстами Режимбаля, скорее всего и
руководствовался о.Лазарь. Священник
Всеволод Чаплин, критикуя католика,
риторически вопрошает: » А пробовал ли
кто-нибудь прокрутить задом наперед записи
католических песнопений?».

Тематика песен рокеров тоже не
ограничивается такими гадостями как блуд
наркотики и т.д. Рок-музыканты — живые души,
ищущие Бога и осуждение их поисков —
наихудшее, что можно сделать для них. Во
многих песнях есть попытка понять смысл
жизни, есть обращение к Богу и молитвы:


И если вокруг одно лихо
И если кругом слишком тонко
Люби всех нас, Господи, тихо
Люби нас всех, Господи, громко
(Юрий Шевчук, альбом «Единочество» 2002
г.)

А Борис Гребенщиков в своих песнях
мечется между кощунственными и
молитвенными настроениями: «ему с неба
кулак, а кулаке кокаин» и в той же песне:
«и где бы я не шел, я все стою у дверей, Так
Господи мой Боже, помилуй меня. (Русский
альбом).

Против чего протест?

Есть известное клише: «рок — это музыка
протеста». Но против чего? Неужели против
Бога и Церкви, Которой учения рокеры чаще
всего не знают? Наоборот — против
общепринятой системы ценностей в миру —
деньги, карьера, успех, уважение в обществе.
Именно отсюда уходы из дома, создание
своего сленга, микрокультуры. Но разве в
Евангелии мы находим позитивные оценки
карьеризма, стремления к материальному
успеху? «Не копите себе сокровище на
земле, но на небе», «счастье человека не
зависит от изобилия имения его», «Кто
хочет среди вас быть первым, да будет все
слугою».

Об успехе и мирском благополучии рокеры
чаще всего говорят с иронией- «И стал
делать деньги вчерашний бунтарь и
вчерашний певец», «И я стану сверхновой
супер-звездой, много денег, машина, все дела»
— поет Чиж (Сергей Чиграков). Трата жизненных
сил на достижение так называемого «успеха»
и делание карьеры считается неприемлемым
как в православии, так и в среде неформалов.
Однако среди современных успешных
бизнеменов, забывших не только о Боге, но и о
добре, много бывших рокеров, поскольку
только Господь может дать силы не поддаться
на этот соблазн.

Поиски смысла

Нередки для рока и философские песни, в
которых авторы пытаются понять: зачем они
живут на свете, зачем создан мир. Эти темы мы
видим и в «Легенде» Виктора Цоя, во
многих песнях Юрия Шевчука («Правда на
правду», «Я получил эту роль»), в
песнях Б.Гребенщикова и Игоря Кормильцева.
Довольно часто в текстах рокеров мы находим,
то, что называется тоской по гармонии, по
Граду Божию. Очень ярко это выражено в
песнях Виктора Цоя. «Мама, мы все тяжело
больны, Мама я знаю мы все сошли с ума»,
«Все на месте, да что-то нет так». «И
вроде жив и здоров и вроде жить не тужить.
Так откуда взялась Печаль?» В
святоотеческом богословии мы находим ответ
— в каком духовном состоянии находился
человек, писавший такие песни. Описывая
действия божественной благодати в человеке,
св. Феофан Затворник говорит: «общая
черта ..действия благодати…есть
недовольство собой и всем своим и туга о чем-то.
Становится человек не удовлетворяющимся
ничем, что окружает его, — ни своими
совершенствами, ни тем, что имеет, хотя бы то
были несметные сокровища, и ходит как будто
горем убитый» (цит. по «Путь ко спасению»,
ст. 156, М., изд. «Правило веры» 2000) Это
объясняет истинный смысл таких строк В.Цоя:
«И мне не нравится, то что здесь было, и
мне не нравится то, что здесь есть», так же
как и процитированных выше строк.

Рокеры и религия

Несколько лет назад принял крещение в
православной церкви уже упомянутый
Константин Кинчев. Обращение его было
настолько искренним, что повлияло на его
поведение (группа теперь не дает концертов
в посты) и на тексты песен:


Душа магнитом-замком,
Тревожит вольную грудь,
Как по доброму жить,
Да готовиться в путь,
Как с надеждой глядеть на разрушенный дом,
Как по доброму петь.
Видеть козни врага,
Да по вере прощать.
Посягательства чад
Волей одолевать,
Да гнушаться всех тех, кто порочит Отца,
Да по силе терпеть.
Мы Православные!

Гнать кручину-печаль,
Да с похмелья болеть,
Нараспашку идти,
Да в молитве радеть,
Да собором судить, кому тяжло держать
Во славу нашей земли!
Мы Православные!

А в небе сила — любовь!
Божья воля — закон!
Смертью смерти поправ
Дышит вечность с икон.
Да святиться Имя твое
На все просторы Руси!
Мы Православные!

При этом сам Кинчев принципиально не поет
многих старых песен, которые христианину
петь просто неприлично. В своих интервью он
настолько откровенно говорит о своей вере,
что часть поклонников это раздражает («ударился
Кинч в религию и стал неинтересен».) Сам
автор песни в ответ на упреки о том, что он
выставляет такую «интимную» область
как вера напоказ говорит следующее: «когда
мы поем песню «Православные», мы в
первую очередь, говорим о себе, о людях
стоящих на сцене, а в нашей группе все —
православные христиане. И еще — вера это не
«интимная вещь», вера рождает
мировоззрение, а мировоззрение нельзя
оставить дома, когда выходишь на работу».

Другой рокер — Юрий Шевчук тоже вполне
сознательно крестился во взрослом возрасте.
По собственному признанию имеет любимые
молитвы. Вот что о нем говорит диакон Андрей
Кураев: «У него серьозное отношение к
православию. Шевчук — это человек, который
готов судить себя мерками христианской
этики. Для слишком большого количества
людей приход в церковь это всего-навсего
перемена библиотеки. Все ограничивается
переменой круга чтения и набором цитат. В
случае с Шевчуком это не так. Это намного
глубже».

Борис Гребенщиков намного раньше своих
коллег не только принял веру, но и стал
крестным отцом многих своих поклонников (около
20 человек). Священник, совершавший таинство
говорил с мэтром русского рока об
ответственности, которую он на себя берет.
Однако теперь Б.Г. скатился до банального
экуменизма, рассказывая старую сказку о том,
что якобы все пути спасительны и ударился в
буддизм.

Творчество Вячеслава Бутусова и Игоря
Кормильцева («Наутилус Помпилиус»)
говорит об их интересе к религии («Апостол
Андрей», «Негодяй и Ангел»), но никак
не о религиозном восприятии жизни.

Лидер другой рок-группы «Агата Кристи»
Глеб Самойлов в одном из интервью
рассказывает: » Чувство, что я больше не
могу быть разделенным, толкнуло меня на
крещение. Крестился я в маленькой церкви,
настоятель которой восстанавливал храм без
помощи богатых людей, собственными силами.
И в какой-то момент на меня снизошел горячий
столб. Это было абсолютно четкое физическое
ощущение. Вышло оно слезами. Все остальное
время я просто проревел» (полный текст на
официальном сайте группыhttp://www.agata.ru:8080/articl/gizn_posle.html).

Сергей Чиграков («Чиж и Ко») в своих
песнях практически никак не задевает
религиозную тематику, однако он принимает
участие в создании альбома известного
питерского священника-барда Олега Скобли.

Группа «ЧайФ», поющая в основном о
трудностях семейной жизни, иногда
затрагивает высокие темы, и как оказывается,
тоже ищет Всевышнего:


Силы Небесные так пожалейте же бедную
нашу страну
Пусть виноватую, пусть миром клятую,
Но все же такую одну
Силы Небесные, пожалейте нашу страну
!

Все вышеперечисленное — это островки в
мире рока. В нем есть, конечно же, и
греховные песни и греховное поведение
кумиров, однако Европы и США это касается в
гораздо большей степени, чем СНГ. Тем более
что не наркотики и секс являются для
большинства рокеров смыслом жизни.
Очевидно, что при определении отношения
христианина к этому явлению современной
культуры, лучше было бы руководствоваться
святоотеческим принципом: люби грешника и
ненавидь его грех.

Источник:Пресс-служба
УПЦ

Добавить комментарий