Впервые в русском переводе издан древнейший православный евхологий VIII века по списку Барберини

Впервые с переводом на русский язык увидел свет древнейший православный евхологий — кодекс Барберини гр. 336, представляющий собой сборник молитв для епископов и священников. На русский язык тексты молитв перевел священник Сергий Голованов, издание оригинального текста выполненно под редакцией Елены Велковской и Стефано Паренти. Кодекс Барберини гр. 336 является самым древним из дошедших до нас и наиболее известным списком литургической книги константинопольской (православной) традиции. Евхологий содержит необходимые тексты для совершения Божественной литургии, служб суточного круга, таинств и освящений, наряду с благословениями и молитвами…

Продолжить чтение Впервые в русском переводе издан древнейший православный евхологий VIII века по списку Барберини

О величайшей пользе частого Причащения (АУДИО)

Как часто надо причащаться? Можно ли причащаться каждое воскресенье? А чаще? Что значат древние правила о поведении на службе и как они применимы сегодня? Может ли мирянин причащаться так же часто, как священник? Эти и другие вопросы и недоумения, связанные с важнейшим Таинством Церкви - Евхаристией - рассматривает епископ Новокаховский и Генический Филарет (Зверев), председатель Синодальной Литургико-богослужебной комиссии Украинской Православной Церкви в лекции перед воспитанниками духовных школ. Скачать аудиофайл (37,5 МБ)

Продолжить чтение О величайшей пользе частого Причащения (АУДИО)

Между русским и церковнославянским: обязателен ли возвышенный стиль?

Самое первое произведение греко-римской античности, в котором упомянута Библия (еще только Ветхий Завет) – это трактат «О возвышенном», написанный неизвестным автором около 50 г. н.э. Среди прочих примеров возвышенного стиля там приводилась и книга Бытия. Можно, конечно, удивляться, почему о Библии греки и римляне впервые заговорили с точки зрения стиля, а не содержания, но ведь это не так уж и странно, если разобраться. Вникнуть с суть этой книги, услышать весть о Едином Боге и о сотворенном Им мире – это достаточно сложно и ответственно.…

Продолжить чтение Между русским и церковнославянским: обязателен ли возвышенный стиль?

Евхаристия – сердцевина жизни христианина

4 октября 2011 года в рамках начала работы Общедоступного православного лектория в Центральном доме журналиста председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прочел лекцию на тему: «Евхаристия – сердцевина жизни христианина», которая публикуется ниже без сокращений. Все насладитесь пира веры, все примите богатство благости! Святитель Иоанн Златоуст Мне очень радостно, находясь сегодня с вами, осознавать, что передо мной православная молодежь, то есть та молодежь, о которой уже нельзя сказать, что она находится лишь на пороге Церкви. Вы являетесь по-настоящему новым…

Продолжить чтение Евхаристия – сердцевина жизни христианина

О методе литургического богословия

Этот текст — резюме сообщения, с которым я должен был выступить на 28-й Свято-Сергиевской конференции в июне 1981 г. К сожалению, мне не удалось ни присутствовать на конференции, ни подготовить полный текст своего сообщения. Извинившись перед собратьями, я ограничился представлением «наброска». 1 Движение за литургическое обновление, чей золотой век падает на 20–50-е годы, придало литургической науке богословский статус, которого она никогда ранее не имела в той системе богословских наук, которая сложилась и оформилась с окончанием святоотеческой эпохи сперва на Западе, а затем, под…

Продолжить чтение О методе литургического богословия

Жертва и богослужение

Понятие «жертва» включает много аспектов, но мне хотелось бы начать с того, что меня больше всего интересует, а именно с богослужения. Именно здесь видится мне самое средоточие всей идеи жертвы и место, где сходятся все ее грани: самоотречение, предложение и преображение. На Западе имел место спор о Евхаристии как жертве. С одной стороны, высказывалось мнение, что признание жертвы Христа как единственной в своем роде и всесовершенной требует отказа от жертвенного смысла Евхаристии; с другой была выдвинута схоластическая идея, определявшая жертву лишь в терминах…

Продолжить чтение Жертва и богослужение

Литургия: Тайна соединения с Богом

К сожалению, во многих людях, которые называют себя православными христианами, я не вижу любви к Евхаристии. Не вижу понимания того, что такое Евхаристия. Очень часто я вижу, что человек подходит к Чаше, совершенно не понимая того, что происходит. Это очень печально. Для меня самого Евхаристия стала дверью в другой мир. Подлинная радость Я родился в неверующей семье, рос в безбожном мире. Но в детстве я знал радость любви — меня любила моя мама, у меня были друзья. Мне представлялось, что мир, где я…

Продолжить чтение Литургия: Тайна соединения с Богом

О литургии

«Если бы кто мог увидеть Церковь Христову в том самом виде, как она соединена со Христом и участвует во плоти Его, то увидел бы ее не чем другим, как только Телом Господним». Николай Кавасила («Объяснение Литургии», ХХХVIII)   В наше время почти повсюду в инославном мире — и католическом, и протестантском — пробуждается интерес к богослужению, стремление вернуться к литургической полноте древней Церкви. Это стремление воплощается в так называемом «Литургическом движении», с каждым годом проникающем все глубже в религиозную жизнь Запада. С особенным…

Продолжить чтение О литургии

1/14 сентября — начало Индикта, или церковное новолетие. Что это такое?

1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта. В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений…

Продолжить чтение 1/14 сентября — начало Индикта, или церковное новолетие. Что это такое?

Возьмем ли мы на себя ответственность за бездействие, отказавшись от перевода богослужения?

Вниманию читателей портала предлагается статья преподавателя Свято-Филаретовского института Кирилла Мозгова, посвященная размышлению на вопросом: почему в России распространено мнение, что обращаться к Богу можно только на церковнославянском языке? В самом деле, почему? Ведь с проблемой богослужебного языка была совершенно незнакома Апостольская Церковь, со дня Пятидесятницы заговорившая сразу на всех языках – т.е. на языке каждого, к кому была обращена апостольская проповедь. История церкви на славянских землях началась с подвига святых Кирилла и Мефодия, пришедших к людям с проповедью и книгами на их языке.…

Продолжить чтение Возьмем ли мы на себя ответственность за бездействие, отказавшись от перевода богослужения?

Богословие и богослужение

1 Пришло время глубокой переоценки отношений между богословием и богослужением. Задача моей статьи в том, чтобы обосновать это утверждение и показать — хотя бы в самых общих чертах — его значение как для православного богословствования в целом, так и для литургической проблематики, наличие и актуальность которой в наши дни мало кем оспаривается. Едва ли кто-нибудь станет отрицать, что Православная Церковь переживает кризис, но лишь немногие сознают, что в основе его лежит двойной кризис — богословия и богослужения. Кризис богословия! В самом деле, разве…

Продолжить чтение Богословие и богослужение

Богословие и литургическое предание

На богословской повестке сегодняшнего дня — проблема соотношения между богослужением и богословием. Более того, налицо факторы, которые, похоже, делают эту проблему неотложной: нарастающий успех Движения за литургическое обновление практически во всех христианских конфессиях, экуменическая встреча1, раскрытие символизма как сущностно религиозной категории и, наконец, богословское возрождение, оборачивающееся радикальным examen de conscience2 и затрагивающее самую природу богословского исследования. Leitourgia (богослужение) Церкви стало для богослова вызовом, ожидающим оценки и ответа в богословских терминах. И даже те, кто порицает возрастающий интерес к богослужению как опасный (например, Карл…

Продолжить чтение Богословие и литургическое предание

Богословие и Евхаристия

1 Нынешнее состояние православного богословия можно охарактеризовать двумя словами: сумятица и пробуждение. Под «сумятицей» я понимаю очевидное отсутствие единства: единства богословского языка и метода, единомыслия по поводу существа вопросов и путей их решения. Наше богословие развивается во множестве богословских «ключей» и в русле взаимоисключающих интеллектуальных традиций. Однако сумятица эта может оказаться и знамением пробуждения, нового поиска подлинно православной богословской перспективы. Эта ситуация совсем не случайна, ибо судьба православного богословия была трагической. С одной стороны, после падения Византии и пресечения живого и созидательного святоотеческого…

Продолжить чтение Богословие и Евхаристия

Литургическое возрождение и Православная Церковь

Поскольку в названии моего доклада есть нечто двусмысленное, нужно пояснить, что разумеется под «литургическим возрождением и Православной Церковью». Почему и в каком качестве приглашен православный священник выступить на западной литургической конференции? Среди моих единоверцев многие думают, что учить — непременный долг православных. Но, работая в области литургики, я обнаружил, что достижения именно западных литургистов не раз оказывались источником настоящего вдохновения и важных интуиций. Поэтому я присутствую здесь отнюдь не ради некоей «тайны», которую нам, православным, надлежало бы открывать и возвещать остальным. Православная Церковь…

Продолжить чтение Литургическое возрождение и Православная Церковь

14 августа — праздник Изнесения честных древ Креста Господня и начало Успенского поста

14 августа, или 1 августа по юлианскому календарю, православные христиане отмечают праздник Изнесения честных древ Креста Господня и память ветхозаветных мучеников Маккавеев. Эта дата в церковном календаре также называется днем Крещения Руси. В этот день в храмах совершают водосвятные молебны и освящают мед. Церковнославянское название этого праздника - "Происхождение честных древ..." - не совсем правильный перевод греческого слова, означающего торжественную процессию, или крестных ход. Праздник был установлен в Константинополе в IX веке. Греческие источники говорят о происхождении праздника следующее: "По причине болезней, весьма…

Продолжить чтение 14 августа — праздник Изнесения честных древ Креста Господня и начало Успенского поста

Таинство Крещения

Данная статья, представляющая собой в сокращенном виде основные идеи о.Александра Шмемана о таинстве Крещения, впервые была опубликована отдельной брошюрой как издание Церковного вестника Западно-Европейского Православного Русского Экзархата в Париже в 1951 году. Позже она станет основой для написания книги "Водою и Духом". Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? И так мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены…

Продолжить чтение Таинство Крещения

Богослужение и богослужебная практика

Восточная богослужебная традиция, сохраненная Православной Церковью, по праву считается превосходящей все прочие по своему богатству, полноте и красоте. Это признают сами западные христиане, особенно те, которые участвуют в так называемом «литургическом движении». Но утверждение это относится преимущественно к теории православного богослужения, то есть к той действительно поразительной глубине, что раскрывается всякому, кто хоть немного погружался в изучение нашего литургического предания. Что же касается нашей богослужебной практики, то пора открыто признать, что она переживает острый кризис. Можно, конечно, закрыть глаза на этот кризис и…

Продолжить чтение Богослужение и богослужебная практика

Священный Синод РПЦ благословил употребление молитвенного последования для родственников самоубийц

На заседани Священного Синода РПЦ в Киеве от 27 июля было принято решение одобрить "Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго" – частную молитву для родственников самоубийц. Предисловие Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения. Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших…

Продолжить чтение Священный Синод РПЦ благословил употребление молитвенного последования для родственников самоубийц

Ректор Свято-Филаретовского института о предложениях РПЦ относительно языка богослужения: «Церковному народу нужны не реформы, а право выбора»

На суд православной общественности предложен документ под названием «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века». Пока это рабочая версия, которую принял недавно президиум Межсоборного присутствия РПЦ. Документ опубликован на официальном сайте Московского Патриархата для ознакомления на приходах и внесения поправок и замечаний. Ответственный редактор «НГ-религий» Андрей МЕЛЬНИКОВ обсудил предлагаемые новации в православном богослужении с ректором Свято-Филаретовского института священником Георгием КОЧЕТКОВЫМ, под руководством которого уже много лет идет работа по переводу православных литургических текстов на современный русский язык.   – Рассмотренный недавно…

Продолжить чтение Ректор Свято-Филаретовского института о предложениях РПЦ относительно языка богослужения: «Церковному народу нужны не реформы, а право выбора»

Богослужение для избранных. Приверженность древним языкам ведет священников к сословной изоляции

Автор: Джованни Бенси Недавно официальный сайт Московского Патриархата обнародовал документ под названием "Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века". Как напоминают авторы, еще в период первой русской революции 1905–1906 годов "многие отмечали, что необходимо сделать богослужение более понятным для мирян". Сегодня эта идея вновь популярна в Русской Церкви. Однако противоречие между стремлением следовать традиции и желанием свидетельствовать о Христе всему народу существовало в мировом христианстве с самого начала его существования. В ранний период действовало правило трех языков, согласно которому богослужение можно…

Продолжить чтение Богослужение для избранных. Приверженность древним языкам ведет священников к сословной изоляции