Литургическое богослужение – настоящая богословская кафедра Церкви

Подлинная парадигма богословия в пространстве православного христианства всегда была гармоничным сочетанием богословия благодатного и богословия научного. Христианской общине совершенно необходимо академическое богословие, связанное с церковным приобщением к Богу. Если же академическое богословие не подкреплено духовно-литургическим измерением, оно становится бесплодным, превращается в бесполезную спекуляцию, в интеллектуальный спектакль. Источником академического богословия должно быть богословие благодатное. Христианские мыслители осознали, что человек приобщается к истине, становится ей причастным. Поэтому необходимо, чтобы всякое усилие на поприще академического богословия имело в своем основании живые отношения с Богом, возможные в…

Читати даліЛитургическое богослужение – настоящая богословская кафедра Церкви

“Трудно раскусить ту оболочку, в которую оправлена Божественная пища древними словесными витиями”

Продолжая тему о языке богослужения, публикуем статью Василия Григорьевича Курдиновского, преподавателя Кишиневской духовной семинарии, редактора Кишиневских епархиальных ведомостей ("Аминь", 1914, № 3, с. 120 - 122). Наши храмы, лавры, монастыри владеют сокровищами, но погребенными для доброго дела, - равно они же владеют чудным богослужением, но никто не думает о переводе его на понятный язык. Прочитав статью «Бодрствуйте», я не нашел в ней самого главного: «что сотворю, да живот вечный наследую?» Это верно, что бодрствовать надо, а скажите же нам, что мы должны делать? Разве мы…

Читати далі“Трудно раскусить ту оболочку, в которую оправлена Божественная пища древними словесными витиями”

О необходимости возвращения к практике чтения вслух евхаристической анафоры

Публикуем отрывок из статьи священника Лучиана Фаркашиу, посвященной богословским и литургическим аспектам чтения евхаристической анафоры. Мы полагаем, что в наши дни было бы чрезвычайно полезно вернуться к изначальной церковной практике чтения вслух всей анафоры Божественной литургии, особенно ввиду того, что наши верующие больше не владеют хотя бы минимальными основами литургической культуры и, следовательно, не понимают почти ничего о конечной цели совершения Божественной литургии. Это обусловлено их постепенным отдалением от причащения из евхаристической Чаши. Одним из последствий этого стало превращение молитв анафоры в молитвы,…

Читати даліО необходимости возвращения к практике чтения вслух евхаристической анафоры

Зрители на литургии?

Глава "Собирание в Церковь" из книги "Божественная Литургия - Таинство таинств". Собирание в Церковь Церковь – это собрание призванных Богом; точнее, собрание тех, кто отвечает на призыв Бога к спасению, к вечной жизни. Они составляют Тело Христово, искупленное и возрожденное в Крещении человечество, в котором обитает Христос. Так, благодаря действию Святого Духа Церковь существует в общении в любви по образу Божьему. Собрание, Литургия, Церковь Божественная литургия – Таинство Христа и Таинство Церкви – раскрывает собрание верных как Церковь, как Тело Христово. Под "собиранием…

Читати даліЗрители на литургии?

Может ли язык быть священным?

Прежде чем начать размышление на заданную тему, необходимо определиться с тем, как мы понимаем основные используемые термины. А именно, что такое язык, и что означает быть священным. Все мы знаем, что язык - явление социальное. Ученые отмечают его полифункциональность (коммуникативная, познавательная, эмоциональная, номинативная, денотативная, референтная и другие функции). Здесь мы не будем все эти функции рассматривать, лишь отметим, что все функции языка проявляются в коммуникации, то есть в общении. А для полноценного общения условием является наличие хотя бы двух собеседников. То есть мы…

Читати даліМожет ли язык быть священным?

Проповедь в конце литургии перестает быть сакраментальным актом

Глава "Проповедь" из книги о.Флорина Ботезана "Божественная Литургия - Таинство таинств". Бог-Слово обращается к нам и приобщает нас к Себе через слово в первой части Божественной литургии, которая поэтому называется литургией Слова. Однако это приобщение осуществляется не только через чтение слова Божьего, заключенного в Священном Писании, но и через его актуализацию в евхаристическом собрании посредством проповеди. В ранней Церкви проповедь произносилась сразу после чтения Священного Писания С самого начала литургическая проповедь произносилась непосредственно после чтения Священного Писания. Св. Иустин Мученик и Философ в…

Читати даліПроповедь в конце литургии перестает быть сакраментальным актом

Возвращение практики целования мира среди мирян

Фрагмент главы "Целование мира" из книги румынского священника Флорина Ботезана "Божественная Литургия - Таинство таинств". На протяжении более десяти столетий все участники Божественной литургии – и духовенство, и миряне – давали друг другу целование мира. После X века участвовать в этом обряде могли уже только клирики в алтаре, однако это ограничение не было результатом какого-либо постановления церковных властей. Целование мира входит в изначальную структуру Божественной литургии. Этот жест не может быть сведен к некому душевному состоянию, но предполагает конкретный акт, посредством которого божественные…

Читати даліВозвращение практики целования мира среди мирян

Очищает ли Соборование от всех забытых грехов?

Можно ли соборовать людей, которые не имеют серьезных заболеваний, но прибегают к этому таинству с целью прощения забытых грехов? Размышляет священник Вадим Коржевский. "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5:14). Священнодействие, о котором поминает апостольское слово, впоследствии получило наименование Елеосвящение (по причине того, что видимым знаком исцеления служит освященный молитвой елей) или…

Читати даліОчищает ли Соборование от всех забытых грехов?

Подготовка к Причастию – не вычитывание и говение, но предвкушение Таинства

Предлагаем вниманию читателей некоторые мысли постоянного нашего автора отца Игоря Саввы по поводу проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению». В проекте документа есть одна особенность. Он приравнивает подготовку ко Святому Причащению к выполнению ряда формальных требований. Эти требования таковы: говение, евхаристический пост, чтение «Последования ко Святому Причащению», исповедание грехов. Все внимание в документе направлено на то, чтобы определить меру этих требований, что можно сократить, а что сокращению или отмене не подлежит. Такое понимание подготовки к Причащению нам хорошо знакомо. Оно царит в…

Читати даліПодготовка к Причастию – не вычитывание и говение, но предвкушение Таинства

Главной подготовкой ко Причастию должна быть вся жизнь христианина

Межсоборное присутствие разработало и опубликовало ряд проектов документов, в числе которых — «О подготовке ко Святому Причащению». Подобные документы претендуют на то, что отражают соборное мнение Церкви по важным вопросам её жизни. Сейчас есть возможность обсудить представленные проекты и побудить членов соответствующих комиссий внести в них изменения. Предлагаем вашему вниманию отзыв на проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» протоиерея Андрея Дудченко. На портале «Богослов.ру» опубликован проект официального документа Московского Патриархата, регламентирующий правила подготовки к главному христианскому таинству — Причастию Тела и Крови…

Читати даліГлавной подготовкой ко Причастию должна быть вся жизнь христианина

О связи исповеди и Причастия. Каждый ли раз исповедоваться?

Отец Петр, в последнее время в православной русской блогосфере все активнее обсуждается вопрос о связи между исповедью и причастием. Как исторически сложилось, что исповедь и причастие в обиходе стали связанными таинствами? Почему, на Ваш взгляд, этот вопрос так активно сейчас обсуждается? Дискуссии на эту тему в русской церковной среде ведутся, по меньшей мере, с 2006 года, и это радует. Я внимательно следил за тем, что писали на эту тему. На мой взгляд, большинство богословов, которые высказывались по данному вопросу, очень правильно ставят вопрос…

Читати даліО связи исповеди и Причастия. Каждый ли раз исповедоваться?

“Разве ты вчера не причащался? Довольно с тебя!”

Свящ. Константин Стурзу — советник по культуре Ясской архиепископии, священник в храме Рождества Богородицы в Талпаларь (Яссы). Окончил факультеты православного богословия и философии. Нынешний век терзаем излишествами. Человеческий разум больше не находит себе пищу в словах о мудром воздержании. Сердцу дозволено беспрепятственно скользить везде, где ему заблагорассудится. Жадность считается двигателем экономики. Прибыли никогда не бывает слишком много, какими бы высокими ни были торговые наценки, их никогда не оказывается достаточно. Миллиардеры надеются быть самыми богатыми людьми на земле, в том числе на кладбищах. Бедные,…

Читати далі“Разве ты вчера не причащался? Довольно с тебя!”

Священное непереводимое?

Церковнославянский язык – особый, священный язык. Его создали святые Кирилл и Мефодий специально для богослужения и христианской проповеди, поэтому никакой современный язык (в частности, русский) не в состоянии передать всей его тонкости и глубины. Сколько раз я слышал эту полуправду… Почему полуправду? Потому что это высказывание в целом верно – но верно не только оно. Впрочем, сначала скажу, с чем я тут согласен. В самом деле, когда первые проповедники пришли к славянам, им нужно было перевести на язык полудиких племен сложнейшие тексты, написанные…

Читати даліСвященное непереводимое?

“Все это давно вопиет о живом, понятном для всех языке в богослужении”

В эти дни, погрузившись в работу над одним докладом, продолжаю читать "Кишиневские епархиальные ведомости" с 1867 по 1917 годы. Отсюда и все "заметки на полях", которыми хочется поделиться. Эта статья свящ. Николая Пономарева "О церковно-богослужебном языке" (Самарские епархиальные ведомости, 1912 год, №23, с.692-696) уже публиковалась на страницах журнала "Православная община". Сегодня она мне встретилась и в "Кишиневских епархиальных ведомостях" столетней давности, за 1913 год. К слову говоря, в самом Кишиневе всего два храма, где служат на церковнославянском. На всех остальных приходах богослужение совершается…

Читати далі“Все это давно вопиет о живом, понятном для всех языке в богослужении”

Заменители Евхаристии?

Свящ. Иоанн Валентин Истрати - главный редактор портала "Doxologia" (Митрополия Молдовы и Буковины), ассистент на православном богословском факультете им. свящ. Думитру Стэнилоае в Яссах, священник в храме св. Параскевы в том же городе. Получил докторскую степень "Magna cum laude" в области литургического богословия на православном богословском факультете им. митрополита Андрея Шагуны (Университет им. Лучиана Благи в Сибиу). У каждого христианина духовная жизнь отличается своими неповторимыми особенностями, обладает своей интенсивностью. Некоторые предпочитают быть христианами раз в год, зачарованные светом Воскресения (читай: пасхальным ягненком) или…

Читати даліЗаменители Евхаристии?

Осторожно, царские врата закрываются?

Свящ. Константин Стурзу - советник по культуре Ясской архиепископии, священник в храме Рождества Богородицы в Талпаларь (Яссы). Окончил факультеты православного богословия и философии. Вопрос о частоте причащения мирян с давних пор занимает Церковь. Каждое поколение заново начинает в нем разбираться и тем или иным образом умножает аргументы в пользу той или другой позиции. Не стану останавливаться на этих аргументах – они изложены в 500-страничном томе, который выпустило издательство "Deisis", "Непрестанное причащение Святых Таин. История спора – свидетельства Предания" ("Impartasirea continua cu Sfintele Taine.…

Читати даліОсторожно, царские врата закрываются?

Не мы диктуем Христу, когда нам причащаться, но Он Сам дает нам шанс

"Частое, редкое или умеренное причащение?" (фрагмент книги, посвященной проблемам пастырского окормления неблагополучных слоев населения, опубликован 30 июля 2013 года на сайте информационного проекта Митрополии Молдовы и Буковины doxologia.ro). …Что касается достоинства и недостоинства при причащении, то, между нами говоря, никто не достоин причащаться. Это Христос внутри нас делает нас достойными Христа в Чаше перед нами. В конечном счете, ключ к нашему спасению лежит именно в этой системе координат, в этом пространстве, где Бог Живой, Христос, пребывающий внутри нас, сострадает нам, страдает вместе с…

Читати даліНе мы диктуем Христу, когда нам причащаться, но Он Сам дает нам шанс

Епископ Италийский Силуан об отношении к причастию как к “премии”

Нам важно понимать, что мы не отделяем Евхаристию от Божественной литургии. Говоря о литургии, мы имеем в виду Евхаристию, и, говоря о Евхаристии, мы подразумеваем литургию. Мы отделяем Евхаристию от Божественной литургии только в отношении болящих и немощных, которые не могут прийти на богослужение в храм. Таковых посещают священнослужители, чтобы дать им возможность причаститься. Божественная литургия - солнце нашей христианской жизни, ее центральная точка отсчета. Если христианин даже и приходит на Божественную литургию, но не воспринимает всерьез тайну жертвы Господа Иисуса Христа, Подателя…

Читати даліЕпископ Италийский Силуан об отношении к причастию как к “премии”

Литургия: общее дело или частный бизнес?

Прочитал статью Андрея Зайцева «Что делать мирянину на литургии?» – и как-то грустно мне стало. Да нет, автор здесь ни при чём: статья очень хорошая, искренняя, правильная. Только вот когда стоишь перед Престолом и возглашаешь ектенью об оглашенных – очень трудно избавиться от постоянно приходящей мысли, где бы взять этих оглашенных, чтобы было, о ком молиться, а не просто выказывать своё почтение строгому соблюдению богослужебного устава – даже в тех моментах, где смысла уже не осталось. И тут же – а вот в…

Читати даліЛитургия: общее дело или частный бизнес?

Язык мой…

Данная заметка посвящена вопросам языка, на котором должно совершаться богослужение. По этой теме солено-перемусолено - ну, наверное, столько, что можно кремлёвский дворец съездов заполнить по верхний ряд окошек или же зал церковных соборов ХХС - до потолка. Забегая вперёд, скажу, что здесь я не рассматриваю проблему перевода богослужения в плоскости "за" или "против". Это бессмысленно хотя бы потому, что уже вдоволь высказано разумных, здравых, и богословски чётких соображений по поводу того, что язык богослужения должен меняться, и не меньше высказано контраргументов (надо оставить…

Читати даліЯзык мой…