«Сравнительная литургика» Баумштарка впервые издана на русском

Презентация русского издания книги знаменитого немецкого католического богослова Антона Баумштарка «Сравнительная литургика. Принципы и методы изучения христианского богослужения» (Издательство Амфора, Омск, 2014) состоялась 13 октября в Москве, в Культурном центре «Покровские ворота». Книгу представил издатель и переводчик Сергей Голованов, русский католический священник славяно-византийского обряда, создатель и руководитель проекта «Литургиология». Сергей Голованов сообщил, что русское издание самого известного труда Антона Баумштарка приурочено к 70-летию его выхода в свет. Как отмечается в предисловии к русскому изданию, немецкий богослов оказал огромное влияние на литургические исследования и…

Продолжить чтение «Сравнительная литургика» Баумштарка впервые издана на русском

Общение и Евхаристия

В своем выступлении на киевских Успенских чтениях игумен Арсений (Соколов) рассматривает вопрос: достаточно ли частое причащение для полноценного участия в Евхаристии? В современном православном литургическом богословии, начиная с работ протоиерея Николая Афанасьева1 и протопресвитера Александра Шмемана2 и заканчивая книгой митрополита Иоанна (Зизиуласа)3 основным и часто единственным решением по преодолению многовекового литургического кризиса называется как можно более частое причащение. Нет сомнений, без осознанного участия верных в богослужении, без ежевоскресного их причащения, а также без разгребания тех колоссальных завалов, под которыми погребены изначальные литургические смыслы…

Продолжить чтение Общение и Евхаристия

Заметки о Евхаристии

Как выражается новизна Евангелия в отношении Евхаристии - главного Таинства Церкви, совершаемого за каждой литургией? Ничего нового тут нет — кроме попытки вспомнить постоянную новизну Евангелия. «Сие творите в Мое воспоминание». Посреди Евангелия расстилается эта фраза Христа: «Сие творите в Мое воспоминание ». Она подобна укромной горной долине, напоенной ароматами трав и звучанием нежного шума бегущей речки. Налетающий свежий ветер играет в ветвях деревьев, качает стебли цветов, проносит над головою куда-то вдаль веселую компанию облаков. Да, эта долина открыта для всех, но одновременно…

Продолжить чтение Заметки о Евхаристии

Пир веры и пасхальные брашна

Уже давно я начал с удивлением замечать, что являю собой сравнительно редкий случай христианина, пришедшего к вере в сознательном возрасте, который придает значение традиционной бытовой составляющей жизни церковного человека, в частности, кулинарной. Справедливости ради должен сказать, что я, конечно, придаю значение далеко не всем ее проявлениям, а лишь отдельным элементам, но они стали для меня в некотором роде неотъемлемым элементом моей церковности. Среди знакомых мне людей, сознательно принявших веру (включая даже очень консервативных и традиционалистски настроенных), преобладают те, в церковной жизни которых подобные…

Продолжить чтение Пир веры и пасхальные брашна

Лазарь, друг наш, воскрес!

Лазарева суббота — несомненно, самый светлый день Великого поста. Вместе с Входом Господним в Иерусалим этот день представляет собой двуединое празднование, являющееся «водоразделом» между Четыредесятницей — сорокадневным постом, и Страстной Седмицей. Даже тропарь праздника — один для этих двух дней. Евангелист Иоанн, мастер «больших полотен», просто и изящно описывает события воскрешения Лазаря — этому посвящена практически вся 11 глава его Евангелия. В этом рассказе мы встречаем яркий образ человеческой «стороны» Иисуса: после разговора с Марией, сестрой Лазаря, и другими людьми, пришедшими плакать у…

Продолжить чтение Лазарь, друг наш, воскрес!

Литургическое обновление: стихийное или осознанное?

Те, кто клеймит попытки литургического обновления Церкви ярлыками "обновленченство" или "модернизм", почему-то не обращают внимания на изменения, часто нелепые, которые вошли в практику вопреки уставным рубрикам богослужебных книг.  Когда сегодня кто-то заводит разговор об обновлении, то почти всегда в нашем постсоветском сознании возникают образы представителей и идеологов раскола, просуществовавшего в СССР с 1922 по 1946 г., например, Александра Введенского или Антонина (Грановского). И хотя это понятие само по себе изначально не несло негативных оттенков, названные персоналии настолько дискредитировали как самих себя, так и…

Продолжить чтение Литургическое обновление: стихийное или осознанное?

Рождественский этюд. Упоминание об ангелах в богослужении праздника Тайны Боговоплощения

Архитектоника рождественского богослужения, а также количество дней предпразднства (их пять) свидетельствует о том, какое значение имеет праздник Тайны Воплощения Бога Слова для Православной Церкви.  Праздничное всенощное бдение непременно заключает в себе великое повечерие и утреню. В годичном круге богослужения впервые славословие Рождества Христова звучит на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, когда в качестве катавасии исполняется песнопение «Христос рождается…» (Ирмосы канона преподобного Косьмы, епископа Маиумского на Рождество Христово). Устав предписывает совершать это гимнографическое молитвословие на службах с великим славословием от праздника Введения до…

Продолжить чтение Рождественский этюд. Упоминание об ангелах в богослужении праздника Тайны Боговоплощения

«Несторианство» в эпиклезе православной евхаристической молитвы

"Киевская Русь" уже публиковала материалы о проблеме произнесения тропаря третьего часа во время анафоры литургии свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого. Автор этой статьи рассматривает проблему с богословской точки зрения. «Последуя святым отцам, все согласно поучаем исповедовать… совершенного в божестве и совершенного в человечестве… не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки учили о Нем, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас» Определение отцов IV…

Продолжить чтение «Несторианство» в эпиклезе православной евхаристической молитвы

И снова о связи между исповедью и причастием. Конкретизация позиций

История Церкви знает несколько волн дискуссий о частом причащении и подготовке к нему. Однако в последнее время дискуссии в большей степени были сосредоточены на выяснении связи между исповедью и причастием, а от тона этих дискуссий сложилось впечатление о формировании двух враждебных лагерей, которые никак не могут согласоваться по данному вопросу. Эти "противоположные лагеря" практически друг с другом не общаются, но лишь нападают друг на друга – в большей или меньшей степени по-братски и, как правило, без убедительных исторических и канонических аргументов. Одни цитируют…

Продолжить чтение И снова о связи между исповедью и причастием. Конкретизация позиций

Погребальные стихиры Иоанна Дамаскина в русском переводе

Предлагаем читателю опыт перевода погребальных стихир преподобного Иоанна Дамаскина - труд переводчика и библеиста Андрея Десницкого. В чине службы погребения эти стихиры помещены после канона. На практике служба погребения чаще всего сокращается, так что из канона поются лишь ирмосы, а из стихир - только последняя, начинающаяся словами "Плачу и рыдаю". В то же время, как отмечает автор перевода, во время службы отпевания звучит много удивительных молитв, которые молящиеся достойны не только услышать, но и расслышать, то есть понять их суть. Ведь на самом…

Продолжить чтение Погребальные стихиры Иоанна Дамаскина в русском переводе

Литургическая реформа в Греции: критическая оценка фактов и событий

Публикуем заключительную часть доклада протопресвитера Павла Кумарианоса о попытке литургической реформы в Элладской Православной Церкви. Читайте также предыдущую часть. Позитивные аспекты Попытка литургической реформы имела в целом ряд положительных аспектов. 1. Движение за литургическое возрождение основано на стремлении распространить учение о евхаристической сущности Церкви и актуализировать эту истину в практике церковной жизни. 2. Воплощение этой высокой идеи осуществляется прежде всего и главным образом с помощью обращения к литургическому преданию, а также ко всем подходящим ресурсам богодухновенного богословского наследия и другим важным источникам. В…

Продолжить чтение Литургическая реформа в Греции: критическая оценка фактов и событий

Новый греческий Иератикон (Служебник) и реакция противников литургической реформы

Продолжаем публикацию доклада протопресвитера Павла Кумарианоса о литургической реформе в Элладской Православной Церкви в ХХ веке.  В этой части доклада речь идет о реформированных греческих богослужебных книгах: Иератиконе (Служебнике) и Евхологии, а также описана реакция противников богослужебных реформ. Читайте также предыдущую часть. Новый Служебник: интересное достижение Откровенно говоря, лучше всего литургическую реформу можно оценить по опубликованным богослужебным книгам. Официальные богослужебные книги в Греции публикует «Апостолики Диакония» - специально уполномоченный издательский дом Священного Синода Элладской Церкви. Последние издания — Иератикон, краткий Иератикон и сокращенный…

Продолжить чтение Новый греческий Иератикон (Служебник) и реакция противников литургической реформы

Попытка литургической реформы в Греции: предложения Синода и архиепископа

Публикуем долгожданное продолжение статьи отца Павла Кумарианоса о литургическом возрождении в Греческой Церкви. В этой части речь идет о предложениях Священного Синода и предстоятеля Элладской Православной Церкви касательно различных аспектов богослужебной практики. Читайте также начало статьи. Содержание посланий Чтоб быть краткими, мы можем сказать, что Послания Священного Синода и архиепископа Христодула, так же как и вся атмосфера конгрессов и комитета по литургическому возрождению, подчеркивали следующие моменты: 1. Главная цель — восстановить Евхаристию как центр жизни Церкви. Это подразумевает серию литургических предписаний и реформ…

Продолжить чтение Попытка литургической реформы в Греции: предложения Синода и архиепископа

В УПЦ впервые издали Служебник на украинском языке

В Ужгородской украинской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия 30 октября вышел из печати Служебник в двух томах - на церковнославянском и украинском языках. Издание под редакцией профессора архимандрита Виктора (Бедь) выполнено по благословению Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Выпуск нового Служебника приурочен к 1150-летию основания Украинской Православной Церкви с центром Митрополии в Киеве (863 год) во времена правления киевского князя Аскольда при Константинопольском патриархе Фотии, сообщает сегодня сайт академии. Первый том нового Служебника содержит последования служб на церковнославянском языке, второй…

Продолжить чтение В УПЦ впервые издали Служебник на украинском языке

Диптихи: четвертый том по истории литургии Роберта Тафта

Эту книгу не отнесешь к категории популярной литературы, хотя ее автор архимандрит Роберт Тафт излагает предмет, как всегда, сочным и живым языком. Оригинальное издание на английском языке было опубликовано в Риме в 1991 году Папским институтом восточных исследований, а русский перевод вышел в Омске в 2012 году с разрешения автора. Переводчик — священник Сергий Голованов, научный редактор перевода — профессор Елена Велковская. Библиографические данные: Тафт Р. Ф. Диптихи. Омск: Голованов, 2012. 384 с. (История Литургии свт. Иоанна Златоуста; Т. 4). ISBN: 978-5-9902610-6-8. Священник Сергий…

Продолжить чтение Диптихи: четвертый том по истории литургии Роберта Тафта

21 ответ на вопросы о литургике и не только Роберта Тафта

Неутомимый отец Сергий Голованов, греко-католический священник из Омска, продолжает переводить труды крупнейшего специалиста по православному богослужению архимандрита Роберта Тафта. В этот раз на столе у меня лежит книга «21 ответ на вопрос по литургике и не только». Добротный твердый переплет «под старину» с закладкой, тираж издания указан 100 экз. Из Омска до Киева бандероль с книгой добиралась около двух недель. Библиографическое описание: Тафт Р. Ф. 21 ответ на вопросы о литургике и не только. Пер. с англ. С. Голованова. Омск: Амфора, 2013. 128…

Продолжить чтение 21 ответ на вопросы о литургике и не только Роберта Тафта

Литургическое богослужение – настоящая богословская кафедра Церкви

Подлинная парадигма богословия в пространстве православного христианства всегда была гармоничным сочетанием богословия благодатного и богословия научного. Христианской общине совершенно необходимо академическое богословие, связанное с церковным приобщением к Богу. Если же академическое богословие не подкреплено духовно-литургическим измерением, оно становится бесплодным, превращается в бесполезную спекуляцию, в интеллектуальный спектакль. Источником академического богословия должно быть богословие благодатное. Христианские мыслители осознали, что человек приобщается к истине, становится ей причастным. Поэтому необходимо, чтобы всякое усилие на поприще академического богословия имело в своем основании живые отношения с Богом, возможные в…

Продолжить чтение Литургическое богослужение – настоящая богословская кафедра Церкви

«Трудно раскусить ту оболочку, в которую оправлена Божественная пища древними словесными витиями»

Продолжая тему о языке богослужения, публикуем статью Василия Григорьевича Курдиновского, преподавателя Кишиневской духовной семинарии, редактора Кишиневских епархиальных ведомостей ("Аминь", 1914, № 3, с. 120 - 122). Наши храмы, лавры, монастыри владеют сокровищами, но погребенными для доброго дела, - равно они же владеют чудным богослужением, но никто не думает о переводе его на понятный язык. Прочитав статью «Бодрствуйте», я не нашел в ней самого главного: «что сотворю, да живот вечный наследую?» Это верно, что бодрствовать надо, а скажите же нам, что мы должны делать? Разве мы…

Продолжить чтение «Трудно раскусить ту оболочку, в которую оправлена Божественная пища древними словесными витиями»

О необходимости возвращения к практике чтения вслух евхаристической анафоры

Публикуем отрывок из статьи священника Лучиана Фаркашиу, посвященной богословским и литургическим аспектам чтения евхаристической анафоры. Мы полагаем, что в наши дни было бы чрезвычайно полезно вернуться к изначальной церковной практике чтения вслух всей анафоры Божественной литургии, особенно ввиду того, что наши верующие больше не владеют хотя бы минимальными основами литургической культуры и, следовательно, не понимают почти ничего о конечной цели совершения Божественной литургии. Это обусловлено их постепенным отдалением от причащения из евхаристической Чаши. Одним из последствий этого стало превращение молитв анафоры в молитвы,…

Продолжить чтение О необходимости возвращения к практике чтения вслух евхаристической анафоры

Зрители на литургии?

Глава "Собирание в Церковь" из книги "Божественная Литургия - Таинство таинств". Собирание в Церковь Церковь – это собрание призванных Богом; точнее, собрание тех, кто отвечает на призыв Бога к спасению, к вечной жизни. Они составляют Тело Христово, искупленное и возрожденное в Крещении человечество, в котором обитает Христос. Так, благодаря действию Святого Духа Церковь существует в общении в любви по образу Божьему. Собрание, Литургия, Церковь Божественная литургия – Таинство Христа и Таинство Церкви – раскрывает собрание верных как Церковь, как Тело Христово. Под "собиранием…

Продолжить чтение Зрители на литургии?