Великопостная молитва святого Ефрема Сирина

Глава из книги "Великий пост". Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.

Читати даліВеликопостная молитва святого Ефрема Сирина

Трудности богослужения. И болит сердце мое… Раздумья православного мирянина

Разговор на эту сложную тему хочется предварить точкой зрения известнейших в Русской Православной Церкви святителей: митрополита Филарета (Дроздова) и епископа Феофана, Вышенского затворника, - чтобы показать, насколько болезненна и стара подобная проблематика, касающаяся непосредственно каждого верующего…

Читати даліТрудности богослужения. И болит сердце мое… Раздумья православного мирянина

Церковнославянский язык в русской культуре

Современный богослужебный язык - плод долгой эволюции староцерковнославянского языка. Этот язык принято в филологии называть синодальным. Окончательную форму, относительную нормированность он приобрел приблизительно к восемнадцатому веку. Почти обо всем в его истории мы можем говорить только приблизительно, потому что эта история до нынешних времен практически не изучалась филологами, которые относились к этим изменениям с определенным пренебрежением - как к "порче" первоначального, чистого языка.

Читати даліЦерковнославянский язык в русской культуре

Малые слова православного богослужения

Автор размышляет над "малыми словами" нашего богослужения: "премудрость", "прости", "вонмем", "мир всем", "аллилуиа", "Господи, помилуй", "Святая - святым", "и всех, и вся", и "с миром изыдем".

Читати даліМалые слова православного богослужения

Священник Виталий Кариков: “Посеянное сегодня в малом стаде – непременно прорастет через несколько лет в большом”

23 января 2005 г. впервые за многовековую историю Православия в столице Литвы в Вильнюсе была совершена Литургия на литовском языке...

Читати даліСвященник Виталий Кариков: “Посеянное сегодня в малом стаде – непременно прорастет через несколько лет в большом”

Евхаристическое преложение

Святоотеческое богословие никогда и не пыталось объяснить евхаристическое преложение с помощью каких-либо рассудочных философских категорий. Любые попытки исследовать "механизм" таинства признавались Святыми Отцами совершенно бессмысленными за полным отсутствием самого этого "механизма".

Читати даліЕвхаристическое преложение

Евхаристическая община как основа соборности

Основой соборного разума нашей Церкви является Евхаристия. Понимание церковного организма именно как евхаристического собрания (общины), раскрывает подлинную природу Церкви Божией, которая является Телом Христовым. После того как Спасителем нашим Иисусом Христом была совершена Тайная Вечеря и по Сошествии Святого Духа апостолы и прочие ученики Христовы отправились на проповедь Евангелия, Церковь живет Евхаристией - это является ее основным содержанием и смыслом.

Читати даліЕвхаристическая община как основа соборности

О Таинстве Причащения

Приходя на Евхаристию, мы вливаемся в то преемство евхаристического опыта, которое существует в Церкви со времен Христа и которое не прерывалось никогда. Даже в самые тяжелые и трудные годы гонений Евхаристия продолжала совершаться в христианских общинах.

Читати даліО Таинстве Причащения

Водою и Духом. Гл. 1. Приготовление к Крещению

Первая глава прекрасной книги о.А.Шмемана о Крещении. Автор рассматривает: 1.Значение приготовления; 2.Оглашение; 3.Изгнание нечистых духов; 4.Отречение от сатаны; 5.Исповедание верности Христу.

Читати даліВодою и Духом. Гл. 1. Приготовление к Крещению

Водою и Духом. Гл. 2. Крещение

Вторая глава книги о Крещении. Содержание: 1.Таинство воды; 2.Освящение воды; 3.Молитва священника о себе; 4."И покажи воду сию..."; 5.Елей радования; 6."Форма" и "сущность"; 7."Подобием смерти и воскресения Христа"; 8.Крещение.

Читати даліВодою и Духом. Гл. 2. Крещение

Водою и Духом. Гл. 3. Таинство Святого Духа

Третья глава книги - о Миропомазании. Содержание: 1.Белая одежда; 2.Печать дара Духа Святого; 3.Царь; 4.Царь Распятый; 5.Священник; 6.Пророк; 7.Святой Дух.

Читати даліВодою и Духом. Гл. 3. Таинство Святого Духа

Водою и Духом. Гл. 4. Вход в Царство

Четвертая глава книги о Крещении. Содержание: 1.Шествие; 2.Крещение и Евхаристия; 3.Обряды восьмого дня; 4.Смывание святого мира; 5.Пострижение.

Читати даліВодою и Духом. Гл. 4. Вход в Царство

Водою и Духом. Гл. 5. Воцерковление.

Заключительная глава книги о Крещении. Содержание: 1.Ветхое и новое; 2.Молитвы первого дня; 3.Наречение имени; 4.Воцерковление; Заключение.

Читати даліВодою и Духом. Гл. 5. Воцерковление.

Символическое значение христианского храма

Христианский храм - не просто архитектурное сооружение, являющееся предметом эстетического любования, но свого рода модель или лучше сказать – икона всего мироздания, образ "небесного" и "земного".

Читати даліСимволическое значение христианского храма

Евхаристия 4: Едиными устами и единым сердцем

Вторая часть Литургии - Литургия верных - начинается после ухода из храма оглашенных (и всех, кто по тем или иным причинам не может участвовать в Евхаристическом приношении) возгласом диакона «Елицы вернии…».

Читати даліЕвхаристия 4: Едиными устами и единым сердцем

Об изменяемости и неизменности православного богослужения

В рамках предоставленного времени я постараюсь поделиться с вами несколькими замечаниями: об экклезиологических предпосылках всякого истинно православного подхода к вопросу о богослужебных изменениях; об исторических примерах таких изменений, имеющих отношение и к нашему времени.

Читати даліОб изменяемости и неизменности православного богослужения

Евхаристия 3: Таинство Слова

Как мы отметили в предыдущей статье, первая часть Литургии - Литургия оглашенных - преимущественно назидательная. Учительный характер богослужения выражается главным образом в чтении Священного Писания и проповеди, которая традиционно следует сразу же после чтения.

Читати даліЕвхаристия 3: Таинство Слова

Поправки в Служебнике

Издательский Совет Русской Православной Церкви в 2003 году выпустил в свет тираж исправленного Служебника, в котором, в соответствии с резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, внесены изменения в текст литургии.

Читати даліПоправки в Служебнике

Богослyжебные отпyсты

В Пpавославной Цеpкви каждое богослyжение заканчивается так называемым отпyстом. Отпyст пpедставляет собой кpаткyю молитвy, котоpая содеpжит пpославление и воспоминание пpазднyемого священного события или лица, с пpеподанием благословения молящимся.

Читати даліБогослyжебные отпyсты