О необходимости возвращения к практике чтения вслух евхаристической анафоры

Публикуем отрывок из статьи священника Лучиана Фаркашиу, посвященной богословским и литургическим аспектам чтения евхаристической анафоры.

farcasciou

Мы полагаем, что в наши дни было бы чрезвычайно полезно вернуться к изначальной церковной практике чтения вслух всей анафоры Божественной литургии, особенно ввиду того, что наши верующие больше не владеют хотя бы минимальными основами литургической культуры и, следовательно, не понимают почти ничего о конечной цели совершения Божественной литургии. Это обусловлено их постепенным отдалением от причащения из евхаристической Чаши. Одним из последствий этого стало превращение молитв анафоры в молитвы, произносимые священником тайно, так как евхаристическое причащение касалось только его.

Возвращение к практике чтения вслух молитв анафоры могло бы помочь верующим понять дух Божественной литургии в его первоначальном смысле, уйти от восприятия литургии как всего лишь простого церемониала, обладающего лишь эстетическим характером. Слушая и проникая умом в текст и глубокий богословский и духовный смысл анафоры литургии, наши верующие могли бы осознать, что главной целью совершения литургии является причащение всех, кто принимает в ней участие. Таким образом, литургия больше не сводилась бы в восприятии верующих лишь к некой обрядовой драме или спектаклю сакральных жестов и музыки. С другой стороны, слушание и понимание молитв анафоры Божественной литургии способствовали бы еще большему укреплению духа взаимного общения между верующими. Ведь в большинстве случаев они участвуют в Божественной литургии столь разрозненно, упуская из виду или не зная вовсе, что через литургию мы становимся едиными со Христом и с нашими ближними благодаря причащению, в том смысле, который раскрывается в анафоре литургии свт. Василия Великого: “Нас же всех, от одного хлеба и одной чаши причащающихся, соедини друг со другом во единого Духа Святого сопричастие…”.

В связи с вышесказанным следует упомянуть о Всеправославной конференции в 1961 году на острове Родос, в программу которой также входили вопросы, касающиеся богослужения и его обновления. Эти пункты будут включены в повестку дня будущего Святого и Великого собора Православной церкви. В ряду других предложений об обновлении богослужений, раскрытии богатства Божественной литургии и более активной катехизации мирян, также обсуждался вопрос о возвращении к практике древней Церкви. В этом отношении предлагалось вернуться к этой практике чтения вслух молитв Божественной литургии, особенно литургической анафоры, чтобы верующие, участвующие в богослужении, познавали и черпали вдохновение из сокровищницы вероучения, заключенной в этих молитвах, которые остаются неуслышанными и непонятыми ими.

Перевод с румынского Елены-Алины Патраковой

Цей запис має один коментар

  1. Спасибо, сявщеннику Лучиану Фаркашину за статью,Елене-Алине Патраковой за перевод.
    Публикация дает возможность верующему человеку задуматься о своем месте в богослужение…

Залишити відповідь до Людмила Баева Скасувати відповідь