Глава “Собирание в Церковь” из книги “Божественная Литургия – Таинство таинств”.
Собирание в Церковь
Церковь – это собрание призванных Богом; точнее, собрание тех, кто отвечает на призыв Бога к спасению, к вечной жизни. Они составляют Тело Христово, искупленное и возрожденное в Крещении человечество, в котором обитает Христос. Так, благодаря действию Святого Духа Церковь существует в общении в любви по образу Божьему.
Собрание, Литургия, Церковь
Божественная литургия – Таинство Христа и Таинство Церкви – раскрывает собрание верных как Церковь, как Тело Христово. Под “собиранием в церковь” (1 Кор 11:18) апостол Павел понимает собирание ее членов из определенной местности в целях явления Церкви через совершение Божественной литургии. Литургия объединяет нас в Церковь, делая нас причастниками Царства Божия. Так, литургия есть проявление и воплощение Церкви.
О тесной связи между собранием, литургией и Церковью свидетельствует вся традиция ранней Церкви, раскрывая подлинный смысл христианской жизни. Литургия не может совершаться только священником в отсутствие верных. К сожалению, на протяжении веков это сознание в значительной степени было утрачено, так что многие больше не понимают, что собирание мирян вместе с духовенством в храме является существенным условием для совершения Божественной литургии – богослужения, которое утверждает бытие Церкви.
Сослужение клира и мирян
Литургия объединяет всех нас в служении Богу, являясь сослужением духовенства и мирян. В богослужении чередуются диалоги между священником и мирянами. Священник обращается к Богу от лица общины, а верующие подкрепляют его прошения словами “Господи, помилуй” и выражают свое полное согласие произнесением “Аминь”. У каждого есть своя уникальная роль в служении, и отсутствие того или иного человека на богослужении сознательно или бессознательно ощущается всей Церковью. Так же, как с самого начала богослужения необходимо присутствие священника, с самого начала литургии должны присутствовать и его сослужители – миряне.
Зрители на литургии
Нельзя не отметить с болью, что многие православные христиане не осознают этого сослужения и ходят в храм, чтобы молиться индивидуально. Они приходят на богослужения от случая к случаю и в разное время, полагая, что участвовать в литургии можно по собственному усмотрению, исключительно в зависимости от индивидуального состояния. Такое пребывание в храме нельзя назвать участием в богослужении (так как участие подразумевает служение). В лучшем случае это можно назвать присутствием в роли зрителей. Можно назвать несколько причин, которые привели к этой ситуации:
• монополизация пения певчим или клиросом отчуждает мирян от важного аспекта сослужения и превращает их в зрителей;
• в связи с тем, что священник читает втайне большинство молитв, которые возносятся от лица всей общины и обладают важным катехизическим содержанием, может сложиться впечатление, будто каждый может молиться о собственных нуждах, а произнесение литургических молитв вменяется в обязанность только священнику; более того, смысл богослужения остается для многих скрытым;
• отсутствие катехизации приводит к непониманию богослужения, которое, в результате, вызывает у людей скуку.
Будем учиться у первых христиан
Ранние христиане, у которых было серьезное сознание сослужения, собирались для богослужения до прихода духовенства. Тот, кто без уважительной причины три воскресенья подряд не участвовал в Божественной литургии, отлучался от Церкви как тот, кто сам себя отделяет от органического единства Тела Христова, раскрывающегося в этом богослужении. Те, кто по серьезным причинам не участвовали в литургии, не отделяли себя от Церкви, так как им приносили причастие домой.
Чтобы Божественная литургия действительно была нашим входом в Царство Божие, мы не можем оставаться зрителями, но должны учиться у первых христиан участию в литургии. Участие означает служение, а первым актом этого служения является собирание в Церковь.
Выводы
Божественная литургия раскрывает собрание верных как Церковь, состоящую из сослужителей Божьих. Таким образом, вся община (за исключением тех, у кого есть благословленные основания для отсутствия) должна “собираться в Церковь”, участвуя в литургии (а не просто ее наблюдая) по воскресеньям и праздникам, причем с самого начала и до конца богослужения.
Долг священников состоит в том, чтобы помогать всем верующим осознать свое призвание служителей Божественной литургии. С другой стороны, важно прилагать усилия к устранению тех причин, по которым миряне довольствуются своей ролью зрителей.
Перевод с румынского Елены-Алины Патраковой