Епископ Италийский Силуан об отношении к причастию как к “премии”

Нам важно понимать, что мы не отделяем Евхаристию от Божественной литургии. Говоря о литургии, мы имеем в виду Евхаристию, и, говоря о Евхаристии, мы подразумеваем литургию. Мы отделяем Евхаристию от Божественной литургии только в отношении болящих и немощных, которые не могут прийти на богослужение в храм. Таковых посещают священнослужители, чтобы дать им возможность причаститься.

ps-siluan1

Божественная литургия – солнце нашей христианской жизни, ее центральная точка отсчета. Если христианин даже и приходит на Божественную литургию, но не воспринимает всерьез тайну жертвы Господа Иисуса Христа, Подателя Жизни, тайну Его Смерти и животворящего Воскресения, Его Вознесения на небеса, тайну ниспослания на апостолов Святого Духа… Одним словом, если христианин не живет в этой перспективе, он оказывается просто “сочувствующим”, “временным” христианином, “заочником”. Он присутствует на богослужении, приобщается к слову Евангелия и песнопениям, слушает священника, но дальше не идет… В некотором смысле, так происходит и у протестантов, приобщающихся только к “слову”, а не к Трапезе Господней.

…К сожалению, мы дошли до того, что стали воспринимать причащение как “премию”, которая выдается “достойным”. Однако это большое заблуждение – думать, что мы можем что-то сделать. Если мы не поели мясного и выполнили с точностью до миллиметра правило из молитвослова, вычитали все необходимое перед причастием, то мы глубоко ошибаемся, думая, что все это каким-то образом делает нас достойными. С нашей точки зрения, нашими силами мы никогда не достойны причащаться. И если бы это было так, это означало бы, что нам не следует больше никогда причащаться. Многомилостивый Господь по состраданию и человеколюбию Своего Сына, распятого ради нас и нашего спасения, делает нас “достойными” в той мере, в которой мы стремимся к причащению.

…Таким образом, все зависит от желания каждого. Если человеку нравится стирать рубашку всего один раз в год или столь же редко принимать ванну, потому что при этом он испытывает «особые» ощущения (естественно, после того, как целый год походишь немытым, испытаешь “особые” ощущения от мытья!), то никто не может помешать ему причащаться только единожды в году. (…)

PS Siluan, episcopul Italiei. ”Să înviem la o inimă nouă”. (”Familia ortodoxă”, nr. 52, mai, 2013).

Фрагмент этой статьи епископа Италийского Силуана (Шпана) был опубликован под названием “Литургия означает причащение, а не только присутствие в храме” (”Liturghia înseamnă împărtăşire, nu doar „asistenţă” la biserică”) в блоге “О частом причащении” deasaimpartasire.blogspot.com. Перевод с румынского с сокращениями Алины-Елены Патраковой.

Залишити відповідь