Что делать мирянину на литургии?

В середине прошлого века замечательный священник отец Сергий Желудков писал в своих «Литургических заметках»: «Мирянину у нас нечего делать в церковном Богослужении; он должен только слушать и молиться, во всем остальном без него обойдутся… Что же слушать и как молиться? Воображаю себе нашего мирянина в храме. Вот он в субботний вечер пришел ко всенощной. Умилился, молится. Но вдруг на клиросе заорали и завизжали какую-то незнакомую композицию: очень досадно, зачем они это?.. Или начинается нудное «вычитывание» псалмов, канона. И вот он томится, переминается с ноги на ногу, скучает, размышляет о постороннем; уж не пойти ли домой?»

Эти слова были написаны почти сорок лет назад, но до сих пор одна из главных проблем наших храмов состоит в выключенности мирян из богослужения. Если человек не поет на клиросе, не следит за подсвечником, не стоит за свечным ящиком, не алтарничает, не исповедуется и не причащается на этом богослужении, то он «включается» в литургию лишь дважды: во время пения «Верую» и «Отче наш».

Но даже в эти моменты многие люди не могут петь, поскольку не знают слов и не имеют возможности быстро найти текст этих молитв. Конечно, во многих храмах есть распечатанный текст важнейших песнопений, у верующих лежит в кармане или в сумке молитвослов, но главный вопрос остается без ответа: «Что же мне делать во время богослужения?» Я знаю прекрасный ответ на этот вопрос: молиться или внимательно вслушиваться в церковное пение и чтение, в ход богослужения. Но далеко не во всех храмах еще есть динамики, и многие люди просто не слышат того, что происходит в церкви.

В результате малыши садятся за столик и рисуют картинки на бумажках для записок, старушки на лавочке позади храма могут тихо переговариваться, мамы и папы цыкают на своих детей, которые что-то делают не так. Это в обычный день. В большие же праздники можно наблюдать совершенно «восхитительные» сценки из жизни захожан, не снимающих шапки, быстро ставящих свечки и уходящих из храма.

Однако «томление» испытывают не только захожане. Многие люди, и автор этих строк в их числе, с детства не могут стоять «просто так», ничего не делая. Невозможно молиться подряд два с половиной часа, и бывает очень сложно в один из выходных встать в семь или восемь утра, и поехать на транспорте в храм, чтобы там два часа дремать на лавочке или стоя на ногах.

По себе знаю: служба пролетает незаметно, если ты алтарничаешь или поешь на клиросе, и длится мучительно долго, если ты просто присутствуешь на богослужении. Когда в храме у тебя есть послушание, когда ты занят конкретной деятельностью или готовишься к исповеди, то ум не рассеивается, сон уходит из головы, и не возникает желания, чтобы богослужение закончилось «как можно скорее».

Конечно, нельзя сделать всех прихожан-мужчин алтарниками, а женщин – певчими. Конечно, Церковь не должна развлекать своих прихожан, не должна устраивать для них шоу и конкурсы .Но нужно что-то сделать, чтобы я хоть иногда воспринимал литургию и всенощную так же трепетно, как собственное венчание.

Разговор этот очень сложен, и у меня нет рецептов. Допустим, я предложу сократить богослужение с двух часов до часу, но это невозможно – во-первых, потому, что не я создавал церковный устав и не мне его отменять, во-вторых потому, что кому-то покажется: и час молитвы – слишком много. Конечно, в крупных городах можно найти храм, где служат побыстрее или, наоборот, подольше, но и это не решает проблемы. Считайте сами: час-полтора на дорогу, два часа в храме, полтора часа на дорогу обратно. Если утренняя служба начинается в девять, то я не буду дома раньше часа дня.

Мне не жалко потратить это время, когда мне нужен совет священника, когда я очень хочу причаститься, когда в моей семье горе или радость. Иными словами, я готов прийти на литургию в состоянии сильных эмоций, в состоянии кризиса, изменения от худшего к лучшему или от лучшего к худшему. А в остальные дни, мне, мирянину, привыкшему к активной жизни, что делать? А если человек при этом «сова», то для него посещение литургии становится настоящим подвигом.

Честное слово, мне хочется бывать в храме почаще, было время, когда я был в церкви несколько раз в неделю, но тогда я был алтарником и уставщиком, сейчас же я много работающий журналист, который по воскресеньям хочет спать.

Конечно, у меня есть свои отговорки: про отсутствие машины, про то, что молиться можно и дома, про то, что я и так семь дней в неделю пишу и думаю о Православии, но это все неправильно. Плохо, когда храм стал восприниматься не как место встречи с единоверцами, не как возможность вместе помолиться о близких, стране, мире, а как какое-то абстрактное здание, куда я должен ходить по воскресеньям.

Конечно, я могу составить список того, что мне мешает быть в храме: отсутствие микрофонов и динамиков, достаточного числа скамеек, – но все это не решит главной задачи, которую обозначил еще отец Сергий: «Мирянину у нас нечего делать в церковном богослужении; он должен только слушать и молиться, во всем остальном без него обойдутся».

Умом я понимаю, что так и должно быть, что литургия не должна срываться из-за отсутствия на ней Зайцева, Иванова, или Степановой, но из этих раздумий можно прийти к выводу о том, что достаточно иметь двух человек на клиросе, одного алтарника и батюшку, чтобы совершить богослужение в храме.

Я сейчас не говорю о деньгах, о том, что священнику нужно на что-то жить, а для этого нужны прихожане. Я знаю, что Христу, простите за пафос, обидно, когда христиане не участвуют в Тайной вечери. Сам помню, как мы готовились к свадьбе и сколько проблем возникало, когда часть гостей отказалась в последний момент.

Понимать-то я это понимаю, но мне легче написать десять статей о нужности соборной молитвы, чем один раз встать утром и прийти в храм на литургию. Когда пишу статью, я знаю, что нужен, делаю то, что умею; я стараюсь сделать хороший текст. А на литургии мне что делать? Ну не могу я просто стоять, а, точнее, сидеть на службе, поскольку хожу с палкой. Не могу. А в церковь ходить надо, поскольку нельзя же постоянно отвергать Христа и говорить Ему о том, что я не хочу вкушать «источника бессмертия».

И как разрешить эту проблему, я не знаю…

Приход.ру

Цей запис має 15 коментар(-ів)

  1. Такая проблема есть и она кроется в том что мы все таки “захожане” а не Прихожане. С появлением новых людей в Храме ничего не меняется к ним никто не обращается (с точки зрения научения веры)

  2. Совершенно не согласна! Как раз клиросное служение, алтарное и прочее деятельное участие в Богослужении отвлекают от молитвы.Автор статьи в бедственной гордыне.Помоги Господи!

  3. Анонім

    читайте “литургия.ру”, там все печатают. Понять богослужение сейчас не проблема.

  4. Анонім

    Глупости это все. Купить книжку про объяснение литургии и всенощного бдения (в каждом храме продается за недорого), и будет тебе счастье.
    А Иисусову молитву про себя творить тоже все Отцы советуют. А вот алтарником или на клиросе не помолишься, одна суета.

    1. Книжка эта не спасет, потому что в ней не печатают молитвы. А как понять литургию без молитв? Вот новая книжка с переводом литургии под редакцией митрополита Илариона Алфеева – другое дело, да только где ж ее взять?

  5. Посоветую из своего небогатого опыта:
    – Знать значение частей службы, ее историю, символизм. Тогда звуки, возгласы, действия будут не только ценны сами по себе, но и будут указателями на что-то более глубокое. От простого “стояния” в храме знаний не прибавляется – надо садиться на попу, открывать книжки и учиться;
    – Петь вместе с хором. Сам специально ничего не учил на клиросе только читал недолгое время, но подпеть всегда смогу. Тексты берете у хора и ксерите в перерывах между богослужениями;
    – Следить за службой по служебнику, вчитываться, вникать в слова молитвы.
    – Как вариант – творить Исусову молитву.

  6. Важный вопрос, но абсолютно бесперспективный в смысле ожидания каких-либо изменений со стороны церковного руководства. Соглашусь, что стоять на службе очень трудно. Гораздо проще ковырять подсвечник, алтарничать и т.д. Но мы, прихожане, не можем изменить этого порядка. И тогда у нас два варианта: либо оставить все как есть – где-то потерпеть, где-то прийти попозже. Воспринять это как своеобразные вериги, подвижничество – что неплохо, если для вас в этом правда. Либо перестать делать то, в чем нет смысла, что приводит к раздражению и усталости, и перестать отвергать Христа там, где, как мне кажется, Он и хотел бы с нами соединяться – в реальной жизни. Это мое частное суждение, но мне кажется, что Христу гораздо обиднее, когда мы в реальной жизни не ведем себя по-христиански, а храмовые религиозные обряды и даже таинства – второстепенное.

    1. Я думаю, что прихожанину нужно включать активное слушание и повторять молитвы и песнопения мысленно.
      Тоесть нужно погрузить себя в церковное богослужение на сколько это будет возможно. Я думаю. что искусство внимательного слушания труднее достигается чем возможность продуманно говорить.

        1. Эти молитвы, простите, полный бред. Мирянам предлагают молиться *отдельно* от священства, иными молитвами, а не единой молитвой Церкви. Какая же это литургия?

          1. Да есть в продаже книжки, где печатаются и “тайные” молитвы. А если кому-то не удается их найти, то можно скопировать в интернете и распечатать. Было бы желание!

      1. Слушание чего, простите? Возгласов – обрывков молитв и пения во время их? Чтобы вникать, священнические молитвы надо или слышать, или знать (хотя бы приблизительно). И тогда уже произносить “Аминь” вместе с хором (а лучше бы – вместО хора)…

Залишити відповідь до Татьяна Саенко Скасувати відповідь