Божественная литургия настоятельно призывает нас причащаться

Нет необходимости налагать дополнительные бремена на мирян в вопросе подготовке ко Причастию в виде дополнительного поста или обязательной исповеди: священники и миряне должны готовиться одинаково.

22 марта 2011 года в главной аудитории Ясского университета им. Александра Иоанна Кузы состоялась конференция на тему «Божественная литургия за пределами символизма и мистицизма», организованная филиалом Ассоциации православного студенчества в Яссах (ASCOR) в цикле встреч на тему «Воскресение Христа – избавление от печали».

prutyanu

Иером. Петр (Прутяну) рассказал собравшимся об исторических и практических аспектах литургии. Говоря о названии встречи, иером. Петр пояснил, почему он назвал причащение верных Телу и Крови Христовых систематическим, а не частым или редким. По его словам, дело в том, что определения «частое» или «редкое» относительны. «Под систематическим понимается причастие на каждой литургии. Божественная литургия настоятельно призывает нас причащаться. Так, в шестой главе Евангелия от Иоанна говорится о пользе систематического причащения Божественным тайнам через использование глаголов в настоящем времени («Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», Ин 6:54). Возникает вопрос: возможно ли нам причащаться на каждой литургии, как это делали христиане прежде. Возможно, наша нравственная жизнь не соответствует уровню первохристиан, но человек остался прежним. И в первые века христианства среди верующих были как ревностные, так и нерадивые люди. Не стоит думать, будто существовал некий «золотой век» христианства, а теперь мы якобы доживаем последние мгновения человечества, довольствуясь причастием несколько раз в год. Не знаю, почему аргумент о достоинстве всплывает лишь от случая от случая. Иными словами, почему четырежды в год мы делаемся достойными причастия, а в остальное время мы считаем себя совершенно недостойными? Разве мы не призваны к тому, чтобы непрерывно сподобляться к принятию Святых Тайн? В конечном счете, христианская жизнь заключается в том, чтобы нам делаться достойными Христа. Христианин – это тот, кто своей жизнью подражает Христу», – сказал иером. Петр.

В продолжение встречи иером. Петр отметил то обстоятельство, что и священники, и миряне должны готовиться к причастию, пояснив, в чем заключается эта подготовка к принятию Тела и Крови Господних (евхаристический пост). «Иногда мы, духовенство, руководствуемся двойным стандартом. Я могу исповедоваться раз в месяц или в несколько месяцев и служить литургию каждое воскресенье или несколько раз на неделе. А на верующих, у которых жизнь может быть духовнее, чем у нас, клириков, мы в обязательном порядке налагаем бремена. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что к причастию священники и миряне готовятся одинаково. Однако священнику надлежит готовиться вдвойне, потому что он грешит и как священник, и как человек. Некоторые духовники говорят, что для причастия необходим пост на протяжении некоторого времени. Если бы этот аргумент был состоятельным, тогда либо надо поститься круглый год, поскольку литургии совершаются постоянно, либо служить литургию только постами. Причастие Святым Тайнам связано с постом, но каноны говорят об евхаристическом посте, т.е. о причастии натощак. Если же говорить о продолжительном посте, то миряне и так постятся больше половины года (четыре многодневных поста, среды и пятницы). В нормальном случае христианин соблюдает пост. Во время поста легче приблизиться к идеалу христианской жизни, но это вовсе не означает, что вне поста мы лишены права причащаться. Достаточно того, чтобы христианин постился четыре многодневных поста, по средам и пятницам в течение года и причащался каждое воскресенье с благословения своего духовника. Принятие Святых Тайн – это лекарство, без которого мы не можем духовно возрастать», – пояснил иером. Петр.

Иером. Петр (Прутяну) – выпускник богословского факультета Ясского университета (2001), учился в аспирантуре в Москве и Киеве. Преподаватель на кафедре литургики Единецкого православного богословского института (2004-2009), декан этого учебного заведения (2007-2009), преподаватель литургики в Кишиневской духовной академии (2009-2011), занимался исследовательскими трудами на Афоне и в Фессалоникском университете (2011-2012). В настоящее время служит священником-миссионером в Португалии (Лагуш, Кайкаш) с благословения Нестора, епископа Корсунского (РПЦ). Автор многочисленных трудов по догматике, патристике и литургике. С его публикациями можно ознакомиться на его блоге: www.teologie.net.

Перевод с румынского Алины Патраковой

Цей запис має 4 коментар(-ів)

  1. Лиссабонская община Московского Патриархата благодарит игумена Петра (Прутяну) за лекции по литургическому богословию, которые он регулярно читает на нашем приходе!

    Игумен Арсений, Лиссабон.

  2. Хм судя по практическому подходу к этому вопросу, со стороны большинства настоятелей, они с ним не согласны.

    1. Можно быть не согласным с самим строем литургии, но зачем тогда самому продолжать ее служить постоянно? Надо применять прежде всего к себе то, что проповедуешь другим.

  3. Совершенно согласен с отцом Петром. Об этом же недавно сам писал здесь на сайте.

Залишити відповідь