Помазывать при общем соборовании можно не семь раз, а один, и принимать таинство повторно не следует — Синод РПЦ

Священный Синод Русской Православной Церкви одобрил сокращенный чин Елеосвящения и высказался за упорядочение практики совершения общих соборований (журнал 130 заседания от 26 декабря 2012 года). Участники заседания Синода одобрили также предложение Межсоборного присутствия по возврату к дореволюционной практике однократного помазания при совершении «общего» соборования.

«Допускается совершение общего Елеосвящения с прочтением всех положенных по чину Апостолов, Евангелий и молитв без сопровождения их помазаниями, но с совершением каждым из участвующих в чине иереев однократного помазания молящихся в конце последования», – сказано в опубликованной на официальном сайте РПЦ среди журналов Синода краткой справке.

Такой порядок помазания соответствует и нынешней греческой практике: в конце чина все молящиеся поочередно подходят к Евангелию для целования, и тогда предстоятель однократно помазывает им лоб и руки. Принятый же в РПЦ обычай совершения общего Елеосвящения не с одним, а с семью помазаниями — новый, появившийся только во второй половине ХХ века.

«Учитывая тесную связь общего Елеосвящения с празднованием Пасхи, совершение этого чина дозволяется только в период Великого поста или, в случае обоснованной пастырской необходимости (множество желающих) и в виде особого исключения, в дни предпразднства Рождества Христова, когда устав предписывает особенно строгий пост, — но не в прочие посты и обычные дни года», – говорится в решении Синода. Это спровоцировано распространившейся в последние годы практикой совершать общее соборование во все многодневные посты, а в некоторых храмах — и в другие дни года.

«При этом принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания таинства и неверном отношении к нему» – уточняется в решении Синода РПЦ.

Документ Межсоборного присутствия РПЦ «О чинопоследовании Елеосвящения» также предписывает совершать таинство исключительно на оливковом елее, лишь при крайней нужде заменяя его иным.

Принимать Елеосвящение можно только один раз в течение одного заболевания, говорится в документе. Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер.

В исключительных случаях, таких как, например, тяжелое состояние больного в реанимационном отделении, Синод благословил употреблять сокращенный чин Елеосвящения, включающий одно чтение Апостола и Евангелия, краткие молитвы и одно помазание.

Цей запис має 3 коментар(-ів)

  1. Максим

    хоть я и консерватор, но данная практика мне понравилась. все обоснованно

  2. думаю,что многим мирянам не понравится новая практика соборования. все сокращают,и вечерню,и утреню,и соборование тоже,на душе стало тяжело,и не убедили,что это хорошо.

    1. если бы Вы хоть немного знали историю развития чина Соборования, то воспринимали бы вполне нормально. 🙂

Залишити відповідь до марина семенова Скасувати відповідь