Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Богослужение > Освящение воды на Богоявление: история и пастырство

Богослужение

Освящение воды на Богоявление: история и пастырство


Рец. на: Denysenko, Nicholas E. The blessing of waters and Epiphany: the Eastern liturgical tradition. Ashgate Publishing, 2012. ISBN 978-1-4094-4078-9.

Монография диакона Николая Денисенко, клирика Православной Церкви в Америке и профессора университета Loyola Marymount в Лос-Анджелесе, посвященная великому освящению воды в праздник Богоявления, вышла в этом году в британско-американском издательстве Ashgate. Книга представляет собой наиболее полное историческое исследование одного из самых популярных восточных литургических обрядов, а также содержит ряд пастырских предложений по использованию чина водоосвящения в западном контексте.

Автор — внук православного священника и сын украинских эмигрантов, приехавших в Соединенные Штаты после Второй Мировой войны. Магистерскую степень по богословию автор получил в самой известной православной семинарии США — Свято-Владимирской, а степень доктора философии — в Католическом университете Америки в Вашингтоне. Как рассказывает автор в одном из интервью, его интерес к изучению литургии пробудила знаменитая книга о.Александра Шмемана «За жизнь мира», выпущенная первоначально в английском варианте.

В своей монографии диакон Николай Денисенко прослеживает историю великого освящения воды в восточной литургической традиции с восьмого по шестнадцатый век. Главное внимание уделяется традиции византийской, в которую свой вклад внесли как кафедральное, так и монашеское богослужение. Автор прибегает к методу сравнительной литургики, чтобы показать сходные черты и различия между византийской, западно-сирийской, армянской, коптской и маронитской практиками.

Автор проводит тщательный анализ главной молитвы чина водоосвящения: «Велий еси, Господи…» и приходит к выводу, что данная молитва представляет собой адаптацию древней анафоры, первоначально используемой при освящении воды для таинства Крещения, и впоследствии приспособленной для освящения вод на Богоявление. Пусть читатель не удивляется, встретив слово «анафора»: по своей структуре эта молитва подобна главной молитве Божественной литургии, с ее анамнезисом и эпиклезой. Однако, в отличие от обычных молитв анафоры, обращенных к Богу Отцу, водосвятная Богоявленская анафора обращается к лицу Иисуса Христа. Автор особенно подчеркивает это различие, и на основании других литургических свидетельств, таких как прочие молитвы и песнопения, доказывает, что главная молитва чина освящения воды, равным образом как и весь чин, обращена ко Христу и призывает Его, чтобы Он Сам сошел на воду и освятил ее.

Проф. Денисенко прибегает к помощи сравнительного метода, который не только подтверждает, но и усиливает тезис автора: западно-сирийский и коптский обряды также содержат молитву водоосвящения, обращенную ко Христу. Христологический акцент данной молитвы, по мнению автора, может рассматриваться в контексте экуменической проблематики, поскольку иллюстрирует свободу Церкви напрямую обращаться ко Христу с просьбой о Его действии. Этом может способствовать диалогу с католиками о взаимоотношении Христа и Духа в эпиклезисах различных анафор.

В своей монографии диакон Николай также рассматривает разнообразные обряды, связанные с Богоявленским освящением воды, неизвестные для русского или украинского читателя. Так, читатель узнает, что в греческих церквах в воду бросают крест, а в армянском обряде вместе с крестом в воду погружают елей. Самый же экзотический способ освящения воды — в Маронитской Церкви, где в воду погружают также горящие угли. Все эти ритуалы, по мнению автора, призваны показать схождение в воду Сына Божия, освящающего и очищающего естество воды.

Профессор Денисенко весьма подробно описывает, как верующие используют крещенскую воду, и детально анализирует плоды действия Божией благодати на тех, кто пьет эту воду или как-либо использует ее. На основании молитв чина водоосвящения автор показывает, что те, кто пьет святую воду, помазывается ею или окропляется, получают прощение грехов, исцеление души и тела, защиту от бесовских сил и освящение. Кроме того, автор упоминает практику использования святой воды при совершении таинства Покаяния в Византии и на Руси.

Заключительная часть книги посвящена пастырским вопросам. Автор предлагает ряд идей для священников о том, как можно увязывать историю и богословие водоосвящения с потребностями современной проповеди и катехизации. Кроме того, диак. Николай приглашает воспользоваться модифицированным чином водоосвящения, приспособленным для нужд малых церковных общин, а также предлагает чин освящения воды для общин Римо-Католической и Англиканской церквей.

Наконец, автор не обходит вниманием и вопросы глобальной экологии, поставление которых в православный контекст непривычно для русского / украинского читателя, но вполне естественно для читателя западного. Так, значительное внимание вопросам экологии уделяет Вселенский Патриарх Варфоломей, которого иногда даже называют «зеленым патриархом», а также один самых ярких английских православных богословов митрополит Диоклийский Каллист (Уэр). Диак. Николай Денисенко размышляет о том, какой вклад водоосвящение может внести в всемирное обсуждение вопроса о сохранении и распределении чистой воды для населения земли. Освящение воды показывает святость всего Божьего творения, а вода, символом которой являются воды Иордана, есть «ключевая точка» спасения. Всё творение участвует в прославлении Бога, и в особенности вода, как предпочтительный «инструмент» для действия Божия в деле нашего спасения.

Google

Дата публикации: 26.11.2012