Трапеза исполнена, насладитеся вси (Причащение на Пасху)

 

Можно ли причащаться в Пасху? Казалось бы, вопрос странный и для обсуждения в официальном церковном издании не подходящий. Если причащаться нельзя, то для чего же совершается литургия? Почему нужно уклоняться от величайшего Таинства в самый великий Праздник? Однако, как выясняется, по этому поводу существуют стойкие заблуждения. Многие верующие считают, что уклониться следует именно потому, что Праздник – самый великий. Якобы подойти к Чаше в такой день – это признак гордыни. Самое странное, что так думают не только церковные неофиты или суеверные бабушки. Такого мнения придерживаются многие наши братья-священнослужители, в том числе и настоятели храмов. В результате в Пасху лишаются св. Причастия целые приходы.

 

Одна благочестивая женщина, узнав о теме этой статьи, попросила меня: “Когда опубликуют, сообщите мне, пожалуйста. Я хочу показать батюшке в нашем храме. У нас в Пасху никто не причащается, а храм – один на весь город. Поэтому я стараюсь Пасху встречать в другом городе, в монастыре”. Другая знакомая рассказала о том, что недавно произошло с ее родственницей. Родственница – человек очень пожилой, к тому же больна раком, поэтому в храм ходит редко. Чтобы исповедать и причастить ее, священник, как правило, приезжает к ней домой. Но в последнюю Пасху она решила все-таки выбраться в храм, помолиться на богослужении, причаститься. Заранее исповедовалась, говела, мужественно отстояла всю службу, конечно, не без помощи родственников. Подошла к св. Чаше – и услышала: “Мы на Пасху причащаем только младенцев”…

 

Не знаю, на чем основано убеждение отдельных священников и прихожан, что взрослым причащаться в Пасху – это гордыня. Зато хорошо известно мнение Церкви по этому поводу.

 

В 66-м правиле VI Вселенского Собора сказано: “От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся”.

 

Святые отцы мало говорят о причащении именно на Пасху (вероятно, ввиду того что в древности этот вопрос не поднимался), однако встречающиеся в их творениях высказывания весьма категоричны. У преподобного Никодима Святогорца и святителя Макария Коринфского читаем: “Те, которые, хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют”. Это суждение святые основывают на том, что, собственно, Пасха – это и есть Христос, как говорит Апостол: “Пасха наша, Христос, заклан за нас” (1 Кор. 5, 7). Таким образом, праздновать Пасху значит приобщаться к Пасхе – Христу, Его Телу и Крови.

 

“Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай…” О чем же говорит святитель Иоанн Златоуст в Огласительном слове, читаемом на пасхальном богослужении, как не о причастии? Тельцом упитанным Церковь называет Христа. Так, в толковании на притчу о блудном сыне, где под блудным сыном подразумеваемся все мы, а под отцом – Отец наш Небесный, говорится: “И тельца упитанного его ради (то есть нас ради. – Ред.) закалает, Сына Своего Единороднаго Отец, и Плоти Его дает причаститися и Крови” (Синаксарий в Hеделю блуднаго сына).

 

Великий Григорий Палама законополагает в “Десятословии”, чтобы христиане приобщались каждое воскресенье и каждый великий Праздник. Примечательно также и то, что говорится в “Томосе единения” о епитимиях, определяемых лицам, вступающим в третий брак: “Если кто, достигнув сорока лет и при этом ни возраста не стыдясь, ни о должной христианской благопристойной жизни не заботясь, только лишь по действию страстного вожделения впадает в третий брак, тот да будет в течение пяти лет не причащающимся Святыни Причастия, и этот срок никак не может быть сокращен. Но и после того как он удостоится Пречистого Причастия, да не будет ему позволено причащаться в иное время, кроме как на спасительное Христа Бога нашего Воскресение, ради очищения, насколько возможно, бываемого от предшествующего воздержания Великого поста”.

 

Итак, даже лица, подвергаемые епитимии, могут причащаться на Пасху, причем именно на Пасху, а у нас верующий человек, проведший пост в воздержании и чистоте, лишается того, о чем Церковь молится еще и до начала поста: “…снестся нами Агнец Божий во священной и светоносной нощи Воскресения” (Неделя мясопустная. Стихира на стиховне вечера). Кстати, о песнопениях. Разве случайно то, что именно в Пасху и на Светлой седмице Церковь поет “Тело Христово приимите” (см. причастен Пасхи) до того, как выносится Чаша, призывая к Причастию всех присутствующих на богослужении?

 

Однако не хотелось бы впадать и в другую крайность. Нельзя утверждать, что на Пасху должны причащаться буквально все, в том числе и те, кто оказался в храме случайно. Можно понять тех пастырей, которые опасаются, что в праздничной сутолоке к Чаше будут подходить люди не подготовленные, не постившиеся, не бывшие на исповеди или даже вообще не принадлежащие к Православной Церкви. О том, что недопустимо причащаться на Пасху людям, которые к этому не готовы, говорил тот же Иоанн Златоуст: “Вижу, что происходит большой беспорядок в этом деле. Ибо в иное время вы не причащаетесь, хотя бываете зачастую и чистыми, а когда приходит Пасха, даже если сделали какое-либо зло, дерзаете и причащаетесь. О дурной обычай! О злой предрассудок!”

 

Подчеркнем, что великий учитель Церкви говорил так вовсе не для того, чтобы запретить причащаться в Пасху, а для того, чтобы призвать людей быть достойными Причастия: “Ни Богоявление, ни Четыредесятница не делают людей достойными Причащения, а делают их достойными искренность и чистота души. С этой чистотой души ты можешь причащаться всякий раз, когда присутствуешь на Литургии, а без нее не причащайся никогда… Дабы наши слова не послужили к еще большему осуждению вас, просим вас не о том, чтобы вы не приходили, а о том, чтобы вы соделали себя достойными и присутствия [на Литургии], и Причащения”. Итак, вопрос о том, достоин ли тот или иной человек причащаться на Пасху, сводится к тому, достоин ли он Причастия вообще. Этот вопрос решает духовник на исповеди, и уж конечно он руководствуется вовсе не тем, взрослый перед ним или ребенок, мирянин или монах.

 

Тем священнослужителям, которые говорят, что невозможно накануне Пасхи исповедать всех желающих, можно посоветовать совершать Таинство исповеди не за день до Пасхи, а с первых дней Страстной седмицы. В одном из наиболее авторитетных руководств по пастырскому богословию говорится: “Если… для множества исповедающихся не может пресвитер управитися в один день перед причащением, как обычай есть, то ничто не препятствует за два или три, или чрез целую седмицу готовящихся исповедывать”. Если есть опасение, что к Причастию приступят люди неготовые, можно организовать, чтобы во время Причастия возле Чаши находился священник, который смотрел бы, кто подходит к Чаше, и у незнакомых спрашивал, где и когда они исповедовались. А тех, кто подходит без исповеди, вежливо останавливал и объяснял им, почему нельзя причащаться. Можно найти еще несколько вариантов решения проблемы. Главное, чтобы люди, верные православным традициям, не остались без Причастия в Праздник праздников.

Схиигумен Авраам (Рейдман)
Церковный вестник

 

Цей запис має 13 коментар(-ів)

  1. Сергей Рябуха

    О. Авраам переживает, что если причащать на Пасху всех подряд, то могут причаститься, среди прочих, люди не постившиеся. Но в огласительном слове Иоанна Златоустого, которое цитирует батюшка, так и сказано"приидите все; постившиеси и не постившиеся". Всё это напрасные страхи. Для переживающих от этого священнослужителей желающих как-то успокоить свою совесть, достаточно всего-лишь объявить перед Причащением кому можно или не можно подходить к Чаше.

  2. Киномеханик

    К счастью, Олег. не Вам это решать, прозорливец Вы эдакий :-)))

    Кем меня уже только ни называли и агностиком. и леонтьевцем, и старообрядцем (привет Аввакуму!!!). Хоть бы объяснил какой добрый человек – что все эти заумные словеса означают… (Ну, кроме "старообрядца", естественно, хотя я не уверен тоже. какой смысл ныне в сие понятие вкладывают :-)))

  3. Аввакум

    "И с какого перепугу меня в старообрядцы записали ?!"

    Старообрядец здесь только я (бу-га-га-га).

    Отказ от причащения на Пасху – это эдакий буддиский метод решения проблемы прихожанского свинства. Семь неделек ребята попостятся, желудки слабые становятся, потом на Пасху причащаются и идут мощно, чисто по русски разговляться. От несварения сочетающегося с перееданием развивается расстройство….рвет человека и поносит. Вот чтоб этого не было – вступает буддистская философия – "лучше ничего не делать, чтоб глядишь, чего не случилось". Да конечно, не все прихожане свиньи, но определенный процент есть – это все ради них. Хотя с другой стороны – перед тем как попасть в больницу с панкреатитом, гастритом, не мешело б и причаститься на Пасху.

  4. Рыжий анархист

    Есть два абсолютно разных состояния на Пасху: когда причащаешься, и когда нет.
    В первом случае ты – соединяешься с Христом. По слову Златоуста: " Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь."
    Во втором – ты рядом, ты присутствуешь, ты рад, но всё радость твоя неполна. Ну как у Никодима: "Те, которые, хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют".
    Называется "выбирай сам".
    Андрію. Настоятеля ведь тоже можно воспитывать. Не думаю, что если подойти и попросить исповедовать откажет и так, глядишь, лет через 20 привыкнет.
    Пы. Сы. Слышал о дурной традиции, что на Пасху причащаются лишь великие грешники и церковный староста.

  5. Андрій

    Ну не хочете причащати, то й не треба Проголошуюче слово Іоана Злотоуста читати… Самі себе викриваєте.

    Миколаю:
    Так, всіх можна зрозуміти: хірургам фізично важко всім хворим операції якісно зробити, а як важко правоохоронцям всіх злодіїв впіймати… Дуже важко, фізично:)

  6. Андрій

    Кожного року ця спокуса – лишатися в своєму приході, чи кудись їхати. Настоятель не любить коли на Великдень причащаються. Але причастя – це основний зміст літургії. Служба Божа може перетворитися на "святкову виставу"…
    Цього року буду сидіти вдома, бо застудився:)

  7. Николай

    Дело не в гордыне. Просто священникам лень причащать людей. Даже не лень ,а тяжело физически. Ну их можно понять.

  8. Олег

    Я одного не понимаю, чего к нашей Церкви, к уважаемой всеми Почаевской Лавре прицепился Киномеханик, который вообще является убежденным агностиком, хулителем святого Писания и святых Христовых?
    Вот его точно нельзя допускать до исповеди и причастия.

    На Пасху желательно причастится, но необязательно. А вот пост соблюдать до Пасхи и читать молитвенные правила надо обязательно.

  9. Киномеханик

    Андрей, не знаю как где, но если бы Мария Египетская попала в Почаевскую лавру, то она не то, что преподобной бы не стала, ее бы еще выгнали, наорали, наложили строжайшую ептимью и еще бы в кутузку заперли.

  10. Андрей

    Кстати, это не мой вопрос – его поднял на одной из проповедей о. Андрей Ткачев…

  11. Андрей

    Интересно, если бы Марию (Египетскую), когда она в Иерусалиме попала в храм, спросили перед причастием, исповедовалась ли она, и (соотв.) не допустили к Св. Дарам – стала ли бы она преподобной?.. А исповедовалась она только через несколько десятилетий в пустыне св. Зосиме…

    Хотя это и исключительный случай, но оч. интересный… и не без пищи для размышления.

  12. Андрей

    "припёрся в храм на Пасху"??? )))

  13. Павел Малый

    Уж раз припёрся в храм на Пасху, то и причащайся, а помолиться-умилиться и дома можно. И с какого перепугу меня в старообрядцы записали ?!

Залишити відповідь до Рыжий анархист Скасувати відповідь