Общенародное пение за богослужением

Многих ли в наше время волнует эта тема? Трудно сказать…


Для священника бывает вполне достаточно, если его клирос обеспечивает грамотное проведение службы. Многим батюшкам гораздо больше по душе благоговейная тишина, которую соблюдают прихожане, чем их нестройное подпевание хору. Да и сами прихожане не очень-то рискуют открывать рот на службе, ну разве что на “Верую”, да и то с опаской – а вдруг куда-нибудь залезу не туда, а на меня все зашикают! Я уж лучше помолчу!


А уж для многих регентов – и говорить нечего – голос “из зала” – это враг N 1. Только “Честнейшую” запели, как тут же парочка бабулек рядом с аналоем пристроились и запищали, да так усердно и громко, будто это они на клиросе, а не хор! И, что обидно, никакого внимания не обращают на шикающего регента!


И тем не менее, народное пение необходимо хотя бы по следующие соображениям:


1. Если в нашей Русской Церкви окончательно вычеркнуть из богослужения пение прихожан, то произойдёт утрата важнейшего элемента православной службы СОБОРНОСТИ. Соборность проявлялась в древней церкви не только в том, что все причащались Тела и Крови Христа, совершали “общее дело” (именно так переводится с греческого слово “Литургия”). Пение службы было именно общенародным. Протопсалт, стоя на клиросе один, пел значительную часть песнопения, а когда доходил до последнего стиха, все молящиеся подхватывали этот стих и допевали его сообща.


2. Далее: Посильное участие в богослужении заставляет прихожан гораздо лучше понимать и смысл и структуру богослужения. Напротив, НЕ-участие в службе большинства современных членов церкви на многие годы ставит перед ними барьер в понимании богослужения. Многих это устраивает – пусть, мол, умные службу знают, наше дело – свечки и записки передавать. Вот и оказывается, что главный, если не единственный смысл присутствия на службе – это свечки и записки.


3. Чем шире пропасть между прихожанами и клиросом, тем дальше может “занести” хор в манере его пения в сторону концертности. Это проявляется как в страстно-эмоциональном характере пения, так и в наборе песнопений, преимущественно авторских. Примеров тому масса, и я не буду тратить на них время.


Эти, и многие другие аргументы заставляют обратить внимание на саму возможность пения прихожан во время богослужения. Об этом пекутся и рядовые иереи, которые просят прихожан подпевать. Об этом вот уже полвека различные Патриархи Русской Православной Церкви пишут в ежегодных “Обращениях к архипастырям и пастырям”. Дело за малым – выполнить эти пожелания, и дело с концом…


И вот тут-то оказывается, что ввести приходское пение в регулярную богослужебную систему не так уж просто. Даже иные батюшки, которые в своё время делали широкие красивые жесты и патетически восклицали прихожанам: “Пойте все!”, вынуждены были два-три года спустя направлять ко мне учеников, чтобы обустроить обычное клиросное пение.


Вот по этим причинам я приглашаю читателей к обсуждению этой трудной проблемы – как воспитать в храме поющий приход. Буду рад мнениям и вопросам и от прихожан, и от духовенства и уж конечно, от моего коллеги-клирошанина. Ваши вопросы и мнения помогут мне в развитии этой темы.


Православие и мир

Цей запис має 2 коментар(-ів)

  1. Даниил

    Сейчас это невозможно, ибо в самом церковном пении наблюдается разруха. Нет репертуарного единства, служба в исполнении церковных хоров (всех!) больше напоминает концерт состоящий из разных номеров. И вот перед каждой службой регент раскладывает пасьянс из херувимских терзаясь выбором, ибо количество авторских изложений достигло немыслимых пределов. Эта проблема не нова. Деятельность свт. Филарета Дроздова – явный пример. Из своего опыта могу сказать, что только репертуарное постоянство на основе монодии может дать желаемый результат. Прихожане нашего храма уже давно выучили основные песнопения знаменного распева и с успехом участвуют в пении.

  2. Chayka

    Спасибо Вам за поднятыйц вопрос. СОБОРНОСТЬ – это самое важное. Но немало важно, что пение застваляет вдумываться в смысл происходящего, быть не просто "слушателем", но и "соучастником" (мне больше нравиться "сопричастником"). А соборное пение нравиться детям! Тогда у некоторых лиц не будет времени оглядываться и указывать: "не так одета, не там стоишь, не правильно крестишься, не "туды" молишься". Поют же акафист на распев храмом. для начала надо издать книги. человек, готовящийся идти в храм обязательно заглянет, станет изучать какие тропари поются на какие праздники. В греко-католических и католических храмах такое практикуют. у нас же – колядки не всегда поют соборно.

Залишити відповідь