Богословские аспекты исторического развития анафоры свт. Иоанна Златоуста


В этой работе я решил ограничиться исследованием раннего богословского развития так называемой анафоры свт. Иоанна Златоуста, которая сегодня, безусловно, является самой распространенной евхаристической молитвой Восточной Церкви.


1. Происхождение


Эта анафора без колебаний приписана свт. Иоанну Златоусту во всех рукописях византийской богослужебной традиции. Но эта традиция начала появляться только в VIII веке, и самым ранним сохранившимся Евхологием является рукопись Barberini Greek 336. Правомерно ли придерживаться традиционной теории об авторстве этой анафоры?


Обработка греческих богослужебных текстов на компьютере открывает новые обширные горизонты для изучения богослужения. Она в корне меняет наши методы установления подлинности текстов, решая проблемы, связанные с установлением авторства. Применив эти новые методы компьютерной обработки3, я уже продемонстрировал, что анафора Златоуста (CHR), по сути, является поздней редакцией не сохранившейся греческой анафоры Апостолов (AP); и что существующая сирийская редакция той же анафоры, известная как “Сирийская анафора Апостолов I (APSyr)”, является позднейшей переработкой яковитами сирийского перевода этого апостольского прототекста, и она не имеет отношения к CHR.


Весь доклад в формате pdf доступен по ссылке ниже.

Залишити відповідь