О двух нехватках. Слово в Неделю Крестопоклонную

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Дайте человеку необходимое — и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами — он будет стремится к роскоши. Осыпьте его роскошью — он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное — он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает — он будет жаловаться, что его обманули, и что он получил не то, что хотел» (1). Нехватка – сама суть человеческого существования (2). Поэтому никогда не бывает спокойно. И как было сказано: «Для Себя создал Ты нас, Господи, и не успокоится сердце наше в нас, пока не найдет Тебя» (3).

Однако найти Бога, познать Его раз и навсегда, сделать Его своим нельзя. Мало того это было бы смертью веры. В кошмарном сне одному священнику как-то привиделось что, легионы ангелов сняли Христа с Голгофы на виду у всего народа, и этим заставили всех бесповоротно уверовать в Его власть и силу. «Боже спаси меня от такой веры», в ужасе стал молиться священник. И произнес он эти слова потому, что так подлинная вера, вера в любовь Бога неизбежно бы умерла (4). Истинно любящий, ненавязчивый Господь дает человеку неограниченную свободу думать и сомневаться. Любовь это желание высшего блага любимому. И потому настоящей Любви не может быть без предоставления полной свободы тому, кого любишь. Это очевидно, не правда ли? К тому же, так померкнет осознание того, чем мы призваны откликнуться на эту любовь. Бог ждет от нас не канцелярской службы, а такой же бескорыстной любви и служения. Именно бескорыстной, а не основанной на выгоде от Его чудес и Его зримой власти. Нужно же это прежде всего нам. Нужно для того, чтоб узнать себя, чтобы узнать свою силу, которая без этого не сможет проявиться. Потому иногда и кажется, что наш Бог безответен.

Безответность необходима для того, чтобы человек принял на себя то, что принял в свое время Христос. Чтобы человек восполнил собой кажущееся отсутсвие Бога в этом мире. Чтобы взял на себя Его Крест и таким образом стал как Он. Ведь Бог стал человеком, чтобы человек стал богом (5). Смысл этой фразы именно в этом, а не умении читать мысли или ходить по воде. Безответностью, своим мнимым отсутствием Христос призывает христианина занять Его место в этом мире. Место это описано в Евангелии. И в смиренном желании сделать это, точнее в намерении не избегать этого места, когда оно будет предложено жизнью (в той или иной степени это происходит каждый день), в осознании того, что в этом есть наше благо заключается христианство и христианский путь. Путь же это то, что вполне можно найти и сделать своим. Извечная человеческая нехватка теряет здесь свою силу.

Однако появляется другая. Заключена же она в том, что всегда, и чем дальше, тем больше, будет ощущаться недостаточность, неспособность к христианской жизни. Да, христианская добродетель недостижима. Но воздаяние бывает не добродетели и даже не труду ради нее, но смирению рождающемуся от невозможности ее достичь (6). И вот, когда все кругом перестает быть источником удовольствия и становится предметом созерцания (тем, что оно и есть на самом деле), и остается одна лишь молитва, не думайте, что этого мало. Молитва восполнит вторую нехватку тому, кто предпочтет ее первой. Молитва это полнота жизни, ее последнее, высшее осознание, ее смысл. И когда в молитве создание встречается с Творцом и Его вечностью, для человека становится возможным прикоснуться к пониманию своего предназначения и своей сущности.

Все дело в том, что две нехватки, точнее пути их восполнения, ведут в противоположных направлениях. Первая – мирская ведет к концу, вторая – христианская к началу. В этом начале заключены покой, радость и духовная красота, христианской жизни. Для кого жизнь – Христос, для того смерть – приобретение (7). Ибо в смерти заканчивается время слабости, неодолимой недостаточности существования, неизбежности греха и открывается совершенство жизни. И это становится реальностью проживания упраздняющей страх. Сокровище же сие поистине драгоценно, поскольку в отличие от многих других действительно способно изменить к лучшему жизнь того, кто владеет им.

Чего желать нам перед лицом Бога? Это вопрос имеет исключительное значение для человека и его судьбы. Мы будем тратить наши дни на новые дела. Какими они будут? Какого рода? Ведущими к каким достижениям? Выбираем конечно же мы. И когда этот выбор совпадет с промыслом божьим, становятся слышны отголоски небесной гармонии. Дай же нам, Боже, дар различения фальши и красоты!

Аминь.

1. Хемингуэй
2. Сартр
3. Блаженный Августин
4. Грэм Грин
5. свв. Ириней Лионский, Афанасий Александрийский, Василий Великий
6. св. Исаак Сирин
7. апостол Павел

Блог автора

Залишити відповідь