Рождество света знания

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
Ин. 1:9

Первая глава Евангелия от Иоанна – это то, что связывает два события и два праздника – Рождество и Воскресение Христа, именно в Пасхальную ночь читается фрагмент главы, пронизанный светом. И в этом же фрагменте раскрывается непостижимая парадоксальность Рождения Христа, которая меня всегда и удивляла, и радовала. С одной стороны – Бог воплощается в конкретном месте, в конкретный исторический период со всеми присущими особенностями, и становится вполне конкретным Человеком – Иисусом. Причём, отнюдь не безэмоциональным «сфинксом», но живым Человеком со своими эмоциями. Например, Он испытывает привязанность и любовь (Ин. 11:5; Мк. 10:21), радуется (Лк. 10:21) и наверняка смеётся, обладая прекрасным чувством юмора, гневается (Мк. 3:4), удивляется (Мк. 6:5, Мф. 8:10). Да-да! Удивляется Тот, кто знает всё (1 Ин. 3:20). И это совершенно замечательно, ведь только искренний, подлинный человек способен удивляться.

Вифлеемская звезда

С другой стороны – предвечный Бог настолько вне времени, вне формы, вне пространства, что наивно сужать Его к конкретике того исторического периода. У митр. Антония (Блума) есть замечательная мысль: «Когда, например, я делаю фотоснимок, я запечатлеваю момент истины, абсолютно идентичный тому мигу, когда была сделана фотография, но очень ограниченный. В этом отношении фотография — истина, ограниченная моментом, застывшая и не передающая жизнь. Многое в богословии создавалось именно так: был схвачен момент, заморожен и было сказано: “Вот оно!”». Увы, зачастую Жизнь во всей динамике подменяется тем или иным статичным оттиском, и именно он объявляется вечностью и истиной. И нет недостатка в таких проповедниках. «Это и есть Свет!», – наперегонки указывают они на оттиск, близкий их сердцу и пониманию. Говорят очень часто голосом Великого Инквизитора Достоевского, примеряя на себя роль мерила истины. Вера во Христа заменяется верой в… какого-нибудь служителя или собственные убеждения и интерпретации, каноны и традиции, погоду, языки и календари… Мир лишается света жизни, превращаются в компьютерную программу, в которой нет ни эмоций, ни удивления, ни радости, мрачный набор инструкций для выполнения: «потому что так правильно», «потому что мне так сказали», «потому что так заведено». И люди добровольно погружаются в этот мрачный мир, наперегонки закапывают собственные таланты, приносят покорно свободу свою к ногам кого-то «во имя Христа», подменяя Его инструкциями того, что нужно делать и как поступить. Что ж, это вполне понятно с точки зрения человеческой психологии – всегда проще воспринять нечто конкретное и неменяющееся. Именно в этом мире инструкций и часто страха можно «стоять в истине», т.е. привязаться к неподвижному статичному образу. Однако же не менее естественно, что подобная подмена нередко приводит к разочарованию: мир инструкций ограничен, рано или поздно человек окажется в тупике, без возможности развития. А вот во Христе, который динамичен, кто есть путь и истина и жизнь (Ин.14:6), разочароваться невозможно.

«Я – Свет, – говорит Спаситель. – И в мир Я пришёл, чтобы всякий, кто верит в Меня, не оставался во тьме» (Ин 12:46). И вот Христос врывается в этот мрачный мир инструкций и традиций, разрушает привычные застывшие оттиски Жизни. Многое из того, что Он будет говорить и делать в своей земной жизни будет совсем «неправильным» с точки зрения Его современников, будет противоречить и традициям, и тому, что «заведено», и тому, что «сказали». Рождество это ещё и призыв выйти из мрачного мира инструкций и застывших оттисков – «фотографий» Бога, «фотографий» жизни и «фотографий» нас самих – и встретить Спасителя. В конце концов, все те, кто встретил, кто последовал за Ним были именно теми, кто не просто не побоялся, но сумел выйти из этого привычного и понятного для себя мира. Что ж, Спаситель обращается и открывается каждому человеку по мере готовности принять Его, исходя из собственного жизненного опыта человека, мудрости и смирения перед Истиной, её динамизмом и бескрайностью.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания..» – звучат в этим дни слова рождественского тропаря. В Священном Писании свет неразрывно связан со знанием и мудрость, которое предлагается как рецепт победы над злом: «Свет дня неизмеримо превосходит. Ведь вслед за днём ночь наступает, но никакое зло не одолеет мудрость» (Прем. 7:29-30). А слова Евангелиста о том, что «Истинный Свет, освещает всякого, кто рождается в мир» (Ин 1:9) напоминают о том, что каждому из нас от рождения даны таланты в том числе к постижению мудрости и постижению Христа. И только от нас самих зависит что мы с этими талантами сделаем и как распорядимся – направим ли ко встрече с живым Спасителем или же к существованию в мире инструкций, отдав эти таланты кому-то другому.

Пусть каждый из нас в эти дни вспомнит о свете и собственных талантах. Пусть каждому из нас хватает мудрости не подменять Христа, но выйти из привычного мира инструкций навстречу к Нему. Мудрости всем нам замечать те бесчисленные возможности и причины для радости, которые посылает нам Бог. Пусть свет, который в нас есть, освещает мир. Просветимся светом правды, и никакое зло пусть не одолеет мудрость!

Залишити відповідь