Слово на Преображение Господне

Что мы знаем о мире, в котором живем? Мы рождаемся, получаем образование, совершенствуемся в своем деле, стараемся успешно социализироваться, создаем семьи и растим детей… И все это время над нами простирается звездное небо, вселенная, о которых мы почти ничего не знаем…

Сколько времени существует вселенная? Каков ее размер? Что ждет ее в будущем? «Размеры Галактики столь велики, – знаем мы со школьной скамьи, – что даже свет, распространяющийся со скоростью 300 000 тысяч километров в секунду, проходит расстояние от одного ее края до другого за сто тысяч лет». А сколько таких галактик во Вселенной? Тот же школьный учебник астрономии отвечает на этот вопрос уклончиво: «множество»… Сто тысяч лет для путешествия из одного края галактики в другой… Или 14 миллиардов лет, которые, по мнению ученых, существует вселенная… И первая, и вторая цифра для нас, – людей, которым отмерено жить 7-8 десятилетий, – психологически равны бесконечности.

Преображение Господне. Мозаика Спасо-Преображенского собора в Киеве
Преображение Господне. Мозаика Спасо-Преображенского собора в Киеве.

Случалось ли вам ночью смотреть на звезды и размышлять о быстротечной судьбе человека? «Вся земля – точка», – писал Марк Аврелий. Маленькая точка в огромности пространства. А место человека на Земле? Это еще одна маленькая точка… «Посмотри, как быстро все погружается в забвение, – пишет философ, – как зияет вечность, беспредельная в обе стороны… какое узкое очерчено для тебя пространство. Да и вся-то земля – точка. Какой же уголок на ней занимает твое местопребывание?»

А вот как выразил это же чувство и эту же мысль Псалмопевец Давид живший около 3-х тысячелетий назад:

«Когда взираю я на небеса Твои дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то чтó есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8,4).

Человек – ничтожен, чувствуем мы, глядя на черное звездное небо. Вселенная – пугает нас своими размерами и своим возрастом. Она – несоизмерима с нами и нашим опытом… Но вспомним евангельскую весть. Вспомним о Воплощении Сына Божьего. Человек – мал. Его тело занимает в космосе еще меньше места, чем песчинка в море. Но в этом маленьком, можно сказать, жалком человеческом теле – воплотился Сам вечный и безначальный Бог.

Праздник Преображения раскрывает перед нами величие человека. «В сей день – поет Церковь в праздник Преображения – Христос на горе Фаворской, изменив почерневшее Адама естество и дав ему блистать, божественным соделал» (Стихиры на стиховне, глас 2, Подобен: Доме Евфрафов). Но Христос освящает не только человеческий род, частью которого Он стал, родившись от Девы. Вспомним рассказ евангелиста Луки, описывающий Преображение Спасителя: «…взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9, 28-29).

Обратите внимание – Свет Преображения изменяет не только Лицо Христа, не только Его Тело, но и одежды. Предвечный Свет Преображения не ограничивается телесностью. Он простирается на весь мир. Отныне божественному Свету причастно все сущее, все перстное, вещественное, весь космос…

Как известно, согласно книге Бытия, Адам был создан «из праха земного» (Быт. 2,7). «Земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем», печалится Церковь над телом умершего. Грустные слова. Но они прямо следуют из слов Бога, сказанных Адаму после грехопадения: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3,19).

Итак, Адам создан из персти земной и его судьба – возвратиться в эту персть, прах. Но как свидетельствует Преображение, мы можем «возвращаться» не только в прах. Мы можем «возвращаться» и в Божий свет… Адам не только персть. Он еще и «душа живая». «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2,7). Итак, человек изначально был приобщен благодати. Но если в раю он получал благодать «извне», то в Воплощении, через Богочеловека Христа – мы приобщаемся благодати уже изнутри нашего существования.

Христос, Сын Божий – стал человеком. И потому апостолы теперь способны созерцать и воспринимать Божественный свет. Праздник Преображение – это победа энергии жизни над тленной телесностью; победа человека над временем и пространством… Лицо Христа излучает свет. И этот свет распространяется на Его тело, одежду, весь мир. Нет больше рыхлой, вязкой и смертной плоти. Нет больше тела как «темницы духа». Все существование человека отныне – во Христе – освящено Светом и излучает Свет.

Вспомним, знаменитый платоновский миф о пещере. В темной пещере живут узники. Они закованы в кандалы и не могут пошевелиться. Единственное, что они видят – это стена пещеры, на которой мелькают тени предметов. Выход из пещеры находится за их спиной…. Но узники не видят света, не видят солнца, не видят предметов. Все, что они могут увидеть – это движение теней на стене пещеры…

Преображение – праздник освобождения. Мы живет в чувственном мире, а наше познание носит условный характер. Но вот в темную пещеру нашего мира вошло само Солнце Правды – Христос. Сброшены оковы греха… Исчезли тени… Человек теперь стоит лицом к лицу со Светом. Ничто отныне не заслоняет от нас Божественное Солнце.

«В день Преображения Господня – пишет Митрополит Антоний (Блюм) – мы видим, каким светом призван воссиять наш материальный мир, какой славой он призван сиять в Царстве Божием, в вечности Господней… И если мы внимательно, всерьез принимаем то, что нам здесь открыто, – мы должны изменить самым глубоким образом наше отношение ко всему видимому, ко всему осязаемому. Не только к человечеству, не только к человеку, но к самому телу его. И не только к человеческому телу, но ко всему, что телесно вокруг нас ощутимо, осязаемо, видимо… Все призвано стать местом вселения благодати Господней. Все призвано когда-то, в конце времен, быть вобрано в эту славу и воссиять этой славой».

В небе сияют звезды. Но они неспособны осветить собой все мироздание. И потому ночное небо – черно… Но свет Преображения – иной. Это не атмосферное явление, не физический свет. Это – вечный свет Божества. Это свет благодати… Это свет бесконечный, озаряющий собой все, проникающий во все уголки сущего…

Мы живем в эпоху исторического умаления христианства. В середине 2013 года на земле проживало 2 миллиарда 355 миллионов христиан. Как полагает большинство исследователей, ту или иную форму христианства исповедуют 33 % населения Земли. Но можем ли утверждать, что современный мир помнит о Христе и Его заповедях? Дерзнем ли мы утверждать, что живем в этом мире как христиане?.. Войны, социальная несправедливость, национальная и партийная вражда, безжалостное отношение к животным, эгоистическое использование природных ресурсов… Увы, взглянув на наш мир «со стороны», можно подумать, будто в нем никогда не звучали слова Евангелия…

Церковь сегодня часто критикуют. И, увы, нередко эта критика справедлива. Но не будем забывать – хотя христиане и несовершенны, в Церкви Христа и сегодня продолжается таинство Преображения. В Церкви Христа и сегодня, как некогда на Фаворе, сияет благодатный свет Преображения. В Церкви Христа сегодня, как и две тысячи лет тому назад, во времена земной жизни основателя христианства, пребывает полнота благодати.

В чем же дело? Почему мы наблюдаем сегодня небывалое в истории умаление христианства и христианского духа? Нынешний церковный кризис в мире – это кризис «коллективного» христианства, кризис христианства, которое 17 веков назад связало судьбу Церкви Христа с судьбой римской империи.

Вспомним рассказ евангелиста Луки. «Петр же и бывшие с ним – пишет евангелист, – отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним» (Лк. 9,32). Нечто подобное происходит сегодня и с нами. Мы – «отягчены сном». Мы словно спим духом. Живем так, словно Христос не воскресал. Живем так, словно Христос перестал быть для нас живой реальностью и стал чем-то вроде исторического воспоминания…

Богочеловек Христос принес в нашу темную пещеру свет. И Он желал и желает, чтобы этот Свет распространился на весь мир, освятил всех, вернул к смыслу все сущее. Но для того, чтобы мы, христиане, несли этот Божий Свет в мир – каждый из нас должен лично пережить встречу со Христом.

Христианство – часть нашей культуры и истории. Но мы не станем настоящими христианами только в силу принадлежности к некоему – этническому или конфессиональному – коллективу. Пережить нечто подлинное возможно только лично. А приблизиться к подлинному христианству может лишь тот, кто лично приблизился ко Христу. «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя…»– обращаемся мы к Богу в молитве, которую оставил нам Сам Христос. Обращаемся к Богу как Отцу, обращаемся к Нему, дерзновенно произнося «Ты».

И в этом заключена одна из главных тайн христианства – тайна личного дерзновения перед Богом. Став во Христе детьми Небесного Отца, мы с дерзновением просим Бога вступить с нами в личные отношения, ответить каждому из нас лично, встретиться с каждым из нас лицо к лицу.

Нас, христиан, – 33% от числа всего населения Земли. Но мы не можем быть христианами только в силу принадлежности к этой трети человеческого рода. Стать подлинным христианином каждый из нас сможет лишь тогда, когда его сердце встретиться со Христом, когда каждый из нас лично удостовериться: Христос Воскрес, Он – жив и реально пребывает в Своей Церкви.

Мир стонет от боли. Лицо Земли искажено от страданий. Люди, созданные по образу и подобию Бога, – убивают друг друга, причиняют друг другу боль, пытаются захватить чужие земли и имущество, стараются стереть других с лица Земли… Мир нуждается в преображении. Мир нуждается в милосердии и любви. Но преобразить мир могут не наши слова и пожелания, а Божественный свет и Божественная любовь…

«Солнце, землю озаряющее, опять заходит; Христос же, заблистав со славою на горе, мир просветил» (Стихиры на стиховне праздника Преображения). Последуем же сегодня за Христом и Его апостолами. Взойдем с ними Гору Фавор. Сбросим с наших глаз тяжесть греха. Войдем в дивный Божий Свет.

Господи Иисусе Христе, Солнце Правды! Я знаю, что грешен и недостоин того, чтобы Ты вошел в мою жизнь и сердце. Я знаю, что мои глаза отягчены безразличием и эгоизмом. Но, уповая на Твое неизреченное милосердие, молю Тебя ныне: смилуйся над рабом Твоим и сподоби меня узрети сияние Твоего Духа. Прииди ко мне в Своем божественном Свете, Спасе, и освяти мою душу и мир, в котором я живу. Верни мне смысл жизни. Вдохни в меня дыхание Жизни и Правды. Озари и спаси меня Своим Божественным Светом.

Христос посреди нас! И есть, и будет!

19 августа 2015 г.

Цей запис має один коментар

  1. Если Христос указал нам путь – то, прочитав беседу Серафима Саровского с Мотовиловым – мы увидим что цель жизни христианской в стяжании Духа Святого, и указан способ и видимый результат

    “- Каким же образом,- спросил я батюшку отца Серафима, – узнать мне, что нахожусь в благодати Духа Святого? – “- Это, ваше Боголюбие, очень просто! … – Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня? – Я отвечал: – Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!.. ”

    И далее обратимся к притче о девах неразумных – одни собирали елей в сосуды, иные думали что все как-то потом само собой выйдет, ан не вышло – елея не хватило и двери брачного чертога затворились…

    И далее закономерный вопрос – в каком возрасте необходимо преображаться? В молодости еще не все сформировалось, а в старости может уже не хватить сил.
    Как вообще христиане проходят путь Преображения? Просто интересно…

Залишити відповідь до Yuri Gaben Скасувати відповідь