Страшно далеки они от народа: О епископах

В почти всех современных православных Церквах епископат настолько отделился от народа, что принадлежность к той или иной юрисдикции начинает казаться просто «игрой престолов», в которую играют архиереи и которая народа никак не касается.

Епископы друг друга выбирают, перемещают, запрещают, анафематствуют, а народ в этом не только не принимает никакого участия, но даже если бы и захотел, то ему никто бы этого не дал. Это расслоение стало настолько большим, что пора выбирать, кого считать Церковью: епископат, или же народ с рядовым духовенством, так как единство между ними уже давно стало фикцией.

Глядя на церковных вождей и немного зная их подковерную жизнь, мне всё чаще хочется считать себя вне какой бы то ни было юрисдикции, оставив архиереево архиереям — пусть сами тешатся этой игрушкой и меряются друг с другом старшинством и значимостью своих седалищ, или, по-гречески, кафедр.

Вместо этого хочется считать себя членом просто Церкви Христовой, локально актуализирующейся как в моей евхаристической общине, так и во многих других по всему миру.

Чем дальше, тем больше что Кирилл, что Варфоломей, что Филарет со всеми прочими великими и малыми «господинами» и «отцами» кажутся мне живущими на какой-то другой, архиерейской планете, которая является реальной только для них самих.

Я знаю нескольких прекрасных епископов, не порочащих этого имени, но, к сожалению, не они теперь делают погоду в Церкви. К тому же и у них нет полноценной связи с паствой, от которой их легко могут забрать, переведя в какую-нибудь проблемную епархию.

Фарисеи во времена земной жизни Спасителя не занимали никаких иерархических степеней в Израиле, а были уважаемыми за благочестие “мирянами”. Ближайшая параллель к ним – монашество. Господь не устанавливал нынешнюю трехступенчатую иерархию. Первые христианские общины строились по образцу тогдашних иудейских: люди из своей среды выбирали старейшин (греч. пресвитеров), совет которых решал текущие вопросы, занимался общинной благотворительностью, катехизацией. Старший из пресвитеров возглавлял общее богослужение (именно возглавлял, а не совершал, т.к. его совершало всё собрание). Лишь в начале II века этот старший пресвитер превращается в епископа (до этого всех пресвитеров общины могли называть епископами, например, в Деян. 20.17,28 – одни и те же люди названы πρεσβύτεροι и επίσκοποι). Так что церковная структура целый век прекрасно обходилась без нынешнего епископата.

Блог автора

Залишити відповідь