О Петровом посте

Через несколько дней начнется Петров пост, по поводу которого у моих друзей возникли вопросы, на которые они попросили меня ответить.

Итак, прежде всего, этот пост по замыслу тех, кто его ввел, — компенсация за неудавшийся пост перед Пасхой. Например, кто-то был в дороге или болел, и не смог поститься. Очевидно, что авторы этого нововведения воспринимали пощение как ежегодную жертву Богу, как долг каждого христианина. Не смог воздать должное Богу — уплати, когда сможешь. Как-то так.

До Пятидесятницы пост запрещен, значит, подходящее ближайшее время для выплаты постного долга — после нее. Почему границей этого поста стал праздник апостолов Петра и Павла — не совсем понятно.

Длительность этого поста зависит от даты Пасхи, из-за этого он может длиться больше 40 дней, что приравнивает его к Великому и Рождественскому. Какая-то неадекватная компенсация получается.

Я так понимаю: если ты думаешь, что Богу нужны наши посты, то отпостись теперь столько дней, сколько недопостился перед Пасхой. Это было бы справедливо, но по теперешнему уставу выходит какая-то армейская уравниловка: постился, не постился Великим постом — всё равно, постись теперь до Петра и Павла. И заметьте, всё это имеет какой-то смысл при допущении, что мы должны чтить Господа пощением и что есть ежегодный “постный долг христианина”, который нужно непременно Ему воздать.

Честно говоря, рассуждать о постах в такой плоскости мне совсем не нравится, как не нравится говорить о них с точки зрения кулинарии и диетологии. Я глубоко убежден, что Богу наши посты не нужны, что они — проявление нашей любви, проявление, которое в идеале не должно быть регламентируемым правилами и уставами, как не должна быть регламентируемой любовь.

Изначально все посты в Церкви — выражение напряженного ожидания встречи с Христом, Который обещал нам вернуться. Когда ждешь Того, Кого любишь, то обычно не до еды, вот и всё правило поста. Древние трехдневные посты перед крещением — такое же ожидание встречи. А все позднейшие церковные правила и уставы — костыли для не умеющих любить Господа (правда, не знаю, учат ли они чему-то кроме фарисейского любования собственной “законной” праведностью).

Об этом “правиле любви” хорошо когда-то сказал апостол, хоть и по другому поводу: “Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни” (Рим.14.6-8).

P.S. О том, каким должен быть пост, исчерпывающе сказано у Исаии — вся 58-я глава.

Блог автора

Залишити відповідь