Прощать во время войны. Проповедь на Прощеное воскресенье

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

Как же сложно сегодня жить по этим Христовым словам. Война ожесточила общество. Непосредственно в военных действиях на востоке нашей страны принимают участие не так уж много людей. В прошлом году в зоне АТО воевало около 50 тысяч военнослужащих Вооруженных сил Украины, то есть чуть менее половины мобилизованных. Но дух войны уже глубоко проник в общество. Воюют десятки тысяч. Но через телевидение и интернет очевидцами войны – ее ужаса и боли – становятся миллионы. Война – в наших умах и нашей душе.

«Я не могу простить». Эти слова сегодня слышит на исповеди священник. И каждый раз, услышав подобное шокирующее признание, священник немеет. Ведь эти слова произносят лучшие наши прихожане, те, кого мы привыкли считать людьми терпения и любви…

Как простить матери, у которой война отняла единственного сына? Как простить тем, у кого война забрала дом, работу и малую Родину?.. Как простить тому, кто побывал в плену или вернулся с войны без руки или ноги? Как простить смерть товарища по оружию?

На войне не ищут прощения. Там ищут справедливости, понимаемой как отмщение. И в этом – ад войны… И в этом – проклятие войны, которая требует от людей все новых и новых жертв ради справедливости. Одна из главных опасностей современной войны – это ложь, с которой человек сталкивается каждый день. «Он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44), – сказано о диаволе. Увы, многие журналисты сегодня забыли эти слова и соработничают отцу лжи.

Какую только ложь не распространяют сегодня российские СМИ, чтобы оправдать аннексию Крыма и военную агрессию на Востоке Украины. Но будем справедливы. Увы, дух нелюбви распространяется сегодня не только в России, но и в нашей обществе, где в последние месяцы также отчетливо прослеживается тенденция к мифологизации реальности.

«Не прощу. Ненавижу. Проклинаю». Эти глаголы звучат теперь все чаще и чаще… Прощение – это личный поступок. Но на войне мало личного. Особенно на войне современной, частью которой является война информационно-психологическая. Личная ответственность? Личный поступок? Увы, война обезличивает человека и растворяет его в коллективных эмоциях.

Современное телевидение и интернет сделали очевидцами войны все общество. Руины городов и тела убитых. Мы видим это каждый день. Чья психика может это вынести? Чья душа не ожесточится, видя эту картину?

Простить всегда нелегко. «Взаимное прощение, – поучал Блаженнейший Митрополит Владимир, – можно назвать краеугольным камнем христианской жизни. Но каждый из нас знает, как нелегко это делать, как нелегко простить незаслуженную обиду, ответить добром на зло, как нелегко похвалить другого, отозваться хорошо о человеке, который нас осудил или причинил нам боль». Но разве те жизненные ситуации, о которых пишет Блаженнейший, сравнимы с тем, что наша страна переживает сегодня? Разве не в тысячу раз труднее простить убийцу, насильника, террориста?

Простить во время войны – это настоящий подвиг. Но только так наше сердце может освободиться от ненависти. Но только простив своих должников – как бы велик не был их долг – мы сможем испрашивать прощение своих грехов у Отца Небесного.

«По таинственной логике Христовой, – пишет отец Александр Шмеман, – прощение нужно не столько прощеному, сколько самому прощающему. Оно нужно мне, потому что возвышает меня, а следовательно и мой мiр, в иное, духовное измерение, которое одно может вывести человека из страшного детерминизма вины и мести, привести виновного не только к законному наказанию, но и к нравственному возрождению».

«Простить? Кого? Врагов? Во время войны?» Уверен, что сказанные мною слова вызовут недоумение у многих патриотов нашей страны, которые сегодня с оружием в руках защищают ее суверенитет и территориальную целостность. Уточню свою мысль. Простить – не означает снять с себя ответственность. Простить – не означает сложить оружие и дезертировать с поля боя. Простить – не означает оставить беззащитными наши семьи и страну в целом. Простить – не означает потворствовать злу.

Прощение – это событие, которое происходит в пространстве нашего сердца. Оно начинается с того момента, когда мы понимаем, что энергия ненависти обезобразила и лишила сил нашу душу. Поэтому прощение не может ни обессилить наш дух и армию, ни снизить уровень патриотизма в обществе. Напротив, прощение принесет нам новые силы и приблизит нас к победе.

Прощение имеет такое же значение для жизни нашего внутреннего человека, как правильное дыхание – для спортсмена. Правильное дыхание ускоряет движение и позволяет бегущему преодолеть большую дистанцию при меньшей нагрузке. А духовная и психологическая трезвость позволяет нам экономить психические силы и принимать взвешенные и мудрые решения. Задыхаясь в ненависти, мы не способны бежать на долгую дистанцию. А научившись искусству прощения и самоконтроля, мы добежим к победе намного быстрее и легче.

Понимаю, насколько сложно простить именно сегодня. Не прошу простить немедленно и окончательно, до конца. Но пусть каждый из нас сегодня постарается вспомнить о собственных грехах и о словах Христа: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Давайте сегодня устрашимся этих слов. Давайте впустим их в свое сознание и совесть.

Люди легко объединяются силою ненависти. Но сила ненависти подобна опьянению. Ненависть легко сплачивает, но позже, когда ее порыв проходит, люди чувствуют бессилие и боль. Можно ли победить силой ненависти? Гитлеровская Германия ненавидела народы неарийского происхождения. А коммунистическая Россия ненавидела весь «буржуазный мир». И что же? Оба государства, объединяющим началом которых была ненависть, канули в историческое небытие. Этот исторический пример показывает, что ненависть – бессильна. На первом этапе ненависть объединяет. Но рано или поздно она приводит к поражению.

Объединиться в любви намного сложнее и дольше. Но поскольку любовь обладает от Бога подлинной энергией жизни, в противостоянии любви и ненависти всегда побеждает любовь.

«Вы слышали, что сказано древним: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: любите врагов ваших! Благословляйте ненавидящих вас! Прощайте проклинающим вас! Если вы не простите, и вам не будет прощено» (Ср.: Мф. 5:27, 38, 44). Казалось бы, заповедь Христа здесь выглядит утопией чистой воды. Но сравним жизнь Христа с жизнью Его ненавистников. Сравним судьбу христианства с судьбами тех религиозных общин и традиций, которые вели против Него брань. И в судьбе Спасителя, и в исторической судьбе Его Церкви запечатлена жизненная сила Любви. Ненавидящие и мстящие сошли с исторической арены. А «бессильная» община учеников Христа стала тем малым зерном, из которого выросло дерево европейской цивилизации.

Отец ненависти – дьявол, который есть Божий противник и «разделитель» мира от Бога. Поэтому ненависть – разделяет. А отцом любви является Божие Слово, Которое сошло на землю для того, чтобы объединить ее с небом.

Средства массовой информации соседнего государства, «старшего брата», освещают военный конфликт на Донбассе таким образом, будто это гражданская война, где украиноязычный Запад Украины воюет с русскоязычным Востоком. Некоторые церковные деятели одевают конфликт в церковные ризы, представляя то, что происходит борьбой «раскольников и униатов с православием».

К счастью, это не так. Но будем осмотрительны, помня, что сила ненависти может действительно спровоцировать в нашей стране уже внутренний конфликт, начать уже новую – гражданскую войну.

И на Западе нашей страны и на ее Востоке живут христиане, большинство из которых отождествляет себя с Православием. И на Западе, и на Востоке сегодня в храмах читалось Евангелие, где мы слышали слова Господа: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный».

Постараемся же принять эти слова со всей ответственностью. Постараемся сегодня, вступая в Великий пост, освободить свои сердца от ненависти и гнева. Вспомним, что, по слову Спасителя, мы можем обращаться к Господу как к своему Отцу и просить у него прощения грехов, только если и сами готовы простить собственных должников.

Преклоним колени перед нашим Небесным Отцом и испросим у Него мира и единства для нашего общества и нашей страны. Обратим наши сердца к Богу и будем просить у Него, чтобы огонь Божией любви испепелил в нас всякую ненависть и нелюбовь. Будем просить Бога, чтобы сохранил жизнь каждого украинского солдата, умножил силы каждого волонтера, благословил каждую украинскую семью.

Господи Благий! Искорени из сердец наших ненависть к брату и дай нам зрети наши собственные прегрешения. Преобрази сердца наши силой Твоей любви. Научи нас жить в чистоте и единстве.

Сегодня, в Прощенное воскресенье, обращаюсь ко всем с просьбой простить мои вольные и невольные прегрешения.

В свою очередь, призываю всепрощающее Божие Милосердие на каждого из Вас.

Христос, Бог наш, Бог Прощения и Любви, посреди нас!

И есть, и будет!

22 февраля 2015 г.

Залишити відповідь