Слово митрополита Александра (Драбинко) на Сретение Господне и неделю о Страшном суде

За Божественной литургией в сегодняшний день звучит два разных евангельских повествования, в которых речь идет о встрече с Богом. В первом евангельском чтении описана встреча со Христом праведного старца Симеона. А в чтении подготовительной к Великому посту Недели мы слышим из уст Христа рассказ о суде над народами Царя, или Сына Человеческого, пришедшего во славе. Две встречи… Одна из них – трогательная и полная тепла. А другая – настолько ответственна, что церковная традиция закрепила за ней название «Страшный Суд».

10959605_956752554349661_8041980990135667033_n

Как повествует Евангелие от Луки, на сороковой день после рождения Иисуса святое семейство по обычаю принесло Его в Иерусалимский храм, чтобы «представить пред Господа» (Лк. 2, 22). «Тогда был в Иерусалиме человек именем Симеон, – рассказывает евангелист. – Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал…» (Лк. 2, 25-28). А далее в Евангелии приводятся слова Симеона, которые произносятся в храме во время каждого богослужения Вечерни: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29-32).

Сретение Господне. Картина Давида Попиашвили
Сретение Господне. Картина Давида Попиашвили

Трогательная встреча. Богомладенец и убеленный сединами старец. Встреча Нового и Ветхого Заветов… На иконах Сретения Христос изображается как на руках Богородицы, так и на руках старца Симеона. Но неизменным остается ключевое действие Сретения – передача Богородицей Богомладенца на руки праведному Симеону. Так подчеркивается основная идея праздника: встречи Бога с человечеством.

Эта встреча не была торжественной. Но она действительно состоялась. «Всегда великое кроется в малом, – писал Блаженнейший Митрополит Владимир, – непревзойденное – в смиренном; глубокое – в неприметном, тихом. Как мир, так и храм не узнали Великого Посещения и Посетившего их. Не узнали и не встретили надлежащим образом своего Владыку: не разорвалась завеса церковная, не вышел навстречу Грядущему во имя Господне первосвященник Иерусалимского храма, не отверзлась Святая Святых. Все это до времени оставалось на своих местах, исполняя свою роль и свое предназначение. И все-таки встреча состоялась. Встреча с человечеством двух Заветов. Знавшие пророчества, символы, прообразы и предсказания не встретили Христа. Те же, кто тысячелетиями ждал утешения, встретили Его в лице праведного Симеона и пророчицы Анны».

Итак, Сретение – это пример удачной встречи, пример встречи, реально состоявшейся. Лицом к лицу, глаза в глаза… Бог отдается в руки людей. А Симеон (а с ним – и все человечество) благоговейно склоняется перед Богомладенцем, пришествия которого он ждал долгие годы…

Отрывок же из 25-й главы Евангелия от Матфея, который мы сегодня также слышали, рассказывает нам уже о совсем другой встрече (стихи 31-46). Пришедши во славе, Сын Человеческий собирает вокруг Своего престола все народы и отделяет их «одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ». «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира», – слышат из уст божественного Царя праведники. «Идите от меня, проклятые, в огонь вечный», – слышат приговор Любви те, кто при жизни творил зло…

По какому же критерию Господь отделяет праведных от грешных? Как свидетельствует Евангелие, Божие милосердие открывает врата Царства пред теми, кто при жизни был милосерден: кормил голодных, поил жаждущих, одевал нагих, принимал странствующих и посещал заключенных. Суд, о котором повествует сегодняшнее Евангелие, – это также встреча. Но эта встреча – словно выпускной экзамен, где мы должны отчитаться обо всех встречах в своей жизни. Встретился ли ты при жизни с жаждущими, странствующими, заключенными? Не закрывал ли глаза на их страдания? Не жил ли обособленно, сам по себе, как будто вокруг тебя никого не существует? Спасаясь сам, переживал ли о спасении других, или эгоистично говорил: Церковь корабль спасения, кто на борт не успел, ну так тому и быть.
Странный образ мышления некогда заблудшей овцы – эгоистки, нашедшей место на плечах пастыря, и равнодушно смотрящей на ожидавших ее поиск девяносто девять.

Встреча с Богом. В ней – смысл и радость нашей жизни. Но она же может стать «страшной», если при жизни мы никогда ни с кем не встречались… «Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр. 10, 31). Страшно, ведь увидеть Бога как Любовь на Страшном Суде может лишь человеческое сердце, при жизни открытое Богу и другим людям.

Бог хочет встречаться с нами, Бог стремится к общению с человеком. Но Он не принуждает нас ко встрече. Всякий раз, когда мы отворачиваемся от Него, Он смиренно начинает готовить новую встречу. Но Бог не может заставить нас увидеть Себя и окружающих. Мы привыкли считать себя христианами. Мы считаем, что, поскольку являемся членами Церкви, в нашей жизни уже состоялась встреча с Богом.

Но так ли это? Россию и Украину – страны «Святой Руси» – принято считать христианскими. Однако война на Донбассе показала, что христианство многих, считающих себя членами Церкви, мягко говоря, ситуативно. Люди, начавшие эту войну, считают себя православными и формально принадлежат к Церкви. Очень трудно это представить, но, раздувая адский пожар войны, некоторые считают, что делают это во имя торжества Православия. Очень больно об этом думать, но всякий раз, когда стреляют по живым людям, – попадают не только в наших соотечественников, но и во Христа, лик которого целуют в храмах.

Нечистота и зло не способны породить ничего, кроме зла и нечистоты… В YouTube есть видео, где террористы стреляют из орудий. «Во имя Господа Иисуса Христа огонь!» – кричит один, и тут же звучит выстрел. «Будь милостивый! Во имя Иисуса Христа!» – звучит чья-то еще кощунственная молитва. И снова выстрел… Террористы считают, что их выстрелы должны попасть во врагов Христа. Но на самом деле они попадают в икону Христа – ближнего. Попадают в Самого Христа, Имя Которого они произносят… Так неоязыческая идеология превращается в оружие против Христа.
«Мы стремимся к миру, но справедливому», – можно услышать сегодня от многих людей в России и Украине. Но что такое сегодня «справедливый мир»? Одни считают, что такой мир возможен только после того, как Украина откажется от самостоятельной внешней политики и примет евразийский вектор развития. Другие считают справедливым максимальное экономическое и политическое обескровливание самой Российской Федерации, поскольку она нарушила международное право и аннексировала украинские территории.

Наши представления о справедливости различаются. Но дает ли это различие во взглядах нам право ненавидеть и убивать друг друга? Оправдают ли те или иные политические ценности хоть одну смерть? Сможет ли кто-то из нас, пребывая лицом к лицу со Христом, сказать Ему: «Господи, прости меня, ибо я убивал ради Тебя и Твоей справедливости»?

«Идите от меня в огонь вечный!», – говорит справедливый Судья тем, кто не предложил еды голодному, не напоил жаждущего, не принял странствующего и не проведал заключенного. Но насколько более тяжкий грех совершили те, кто начал войну и сегодня сопротивляется установлению мира! Убивают и разрушают жилые дома. Отняли у женщин и детей мужей и отцов. Обрекли тысячи семей на нужду и голод. Незаконно лишают людей свободы и пытают их… И все это оправдывается Именем Христа! Не стоит ли опомниться? Опомниться и осознать, что Божий гнев неминуем? Неужели державное величие и имперская идея дадут оправдание на Страшном суде?

Этот мир лежит во зле. А потому здесь никогда не будет окончательной справедливости, а значит, всегда будет существовать какой-то повод для войны ради установления «справедливого мира». Недавняя встреча в Минске, столице третьей славянской сестры, вселила в Украину и мир надежду на мирное урегулирование. Но станет ли обещанное перемирие реальностью? Это зависит от сильных мира сего. Это зависит от того, захотят ли сильные мира сего поступиться своими геополитическими идеологемами и интересами. А еще – это зависит от нас, людей Церкви. Это зависит от нашей молитвы и нашей веры. А еще – от того, насколько правдивой и свободной от политического лукавства будет наша позиция. На каком языке мы будем говорить? На лукавом языке политики или на родном языке христианства – языке Евангелия?

Мы, люди Церкви, часто пытаемся подстроиться под мир, дабы сохранить в нем свое влияние и положение. Мы нередко говорим правду не до конца. Мы нередко молчим там, где должны были бы четко и однозначно сказать правду. Но если Церковь промолчит и сегодня, то завтра общество уже не поверит нашим словам. Мы должны засвидетельствовать: нарушители Божьего мира не наследуют Царства Небесного. Мы должны сказать: все, кто сегодня ждет и провоцирует «фронтальное столкновение» и «великую войну» Востока и Запада, – суть отпрыски дьявола. Мы должны напомнить каждому, держащему сегодня оружие в руках: не думайте, что во время войны «Бог уснул» и не видит человеческих преступлений и горя. За каждый грех, за каждое слово, провоцирующее войну, за каждую не оправданную необходимостью защищаться смерть, за каждое издевательство над военнопленным – будет ответ на Страшном Суде.

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, с миром», – говорит Симеон пред лицем Христа. А с чем отпустит Божья любовь нас? Чем закончится наша с вами главная встреча с Богом?.. Никто из нас не хочет в день Суда оказаться по левую руку. Никто из нас не хочет уйти от Лица Божия без оправдания, услышав страшные слова Божьей Любви: «Идите от меня в огонь вечный».

Вспомним же, что не только мы, но и другие люди – это живые иконы Бога. Вспомним, что, по слову Христа, Он тайно пребывает с каждым страдальцем и жаждущим. Всмотримся в лица окружающих. И увидим, что тот, кто еще вчера казался нам врагом, – на самом деле наш брат и ближний.

«Если вы откажетесь от обычного чтения Евангелия, – учит Митрополит Антоний (Блум), – и прочтете его новыми глазами, посмотрите, как оно построено, то вы увидите, что, кроме встреч, в Евангелии вообще ничего нет». Но так же точно устроена и наша жизнь. И в ней, если посмотрим на нее глазами веры, нет ничего кроме встреч. Однако наши встречи со Христом, как правило, происходят, когда Он приходит в обличье других людей. «Господи! – спросят у Христа грешники в день Суда. – Когда же мы видели Тебя? Когда отринули Твою Любовь? Когда разрушили Твой дом? Когда стреляли в Тебя из орудий? Когда распинали и пытали Тебя? Тогда скажет им в ответ Христос: «Истинно говорю вам, так как вы сделали это одному из людей при жизни, то сделали Мне».

Отринем же дьявольскую ненависть и облечемся в ризу правды. Отринем неоязыческую идеологию державного величия и вспомним, что, по слову Божьему, мы, христиане, не имеем здесь постоянного града, но ищем града будущего (Евр. 13, 14), града, художником и строителем которого будет Сам Бог (Евр. 11, 10). Будем же просить у Господа, дабы Он, подобно Симеону, отпустил нас с миром. Будем молить Сына Человеческого, чтобы Его Суд был не судом справедливости, но судом Божьей любви и милосердия.

Христос посреди нас! И есть, и будет!

Залишити відповідь