Московского Патриархата на Майдане не было

На Майдане была Украинская Православная Церковь.

Во время презентации книги “Майдан и Церковь” в институте св. Фомы Аквинского, предоставляя мне слово для выступления, римо-католический священник о.Петр Балог засвидетельствовал, что больше всего среди людей, собиравшихся на Майдане Независимости, было верных Московского Патриархата. И этим спровоцировал озвучить публично, в понятном контексте, мысль, которая постоянно стремилась воплотиться в пост Facebook, но без пояснений озвучивать ее на хотелось. А еще накануне презентации книги поступило предложение создать блог на ТСН, что, со своей стороны, подтолкнуло к артикуляции мысли. Так вот…

Московского Патриархата на Майдане не было. На Майдане была Украинская Православная Церковь. Потому что именно УПЦ является Церковью народа Украины, а Московский Патриархат, к сожалению, остается Церковью Советского Союза.

Сегодня против Украины воюет именно Советский Союз. “Совок” пытается возродиться не только на просторах Российской Федерации, “совкового” много и в нашей украинской державе, и в нашей украинской церкви. “Совкового”, если присмотреться, много и в каждом из нас, “рожденных в СССР”.

Важную мысль подсказала мне жена, когда в разговоре с представителями старшего поколения спросила: “А почему вы говорите, что родились в СССР? Я родилась не в СССР. Я родилась в УССР, Украина всегда была моей Родиной, а Киев – столицей моей земли. Мне никогда не были понятны слова песни “Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз”.

Мы сознательно голосовали за независимость Украины на референдуме 1 декабря 1991 года и являемся сознательными гражданами своей страны. Мы не хоитим возвращаться назад в СССР.

Тогда же я подумал о том же самом в церковном измерении. Как христианин и как священник, я родился в Украинской Православной Церкви во времена независимой Украины. В отличие от духовенства старшего поколения, меня ничто не связывало ни с Московской Патриархией, ни с Московскими духовными школами, ни с Троице-Сергиевой Лаврой. Более того, юридически Московского Патриархата в Украине не существует, а есть зарегистрированная в украинском государстве правопреемница древней Киевской Митрополии “Украинская Православная Церковь”. Епископат, духовенство и верные УПЦ являются гражданами Украины и членами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Проблемы возникают там, где люди, получив паспорт гражданина Украины, продолжают ощущать себя частью искусственного “советского народа”, или когда священник вместо Христа начинает проповедовать Кесаря.

Мы росли под руководством Блаженнейшего Митрополита Владимира, идентифицировали себя и ощущали именно Украинской Православной Церковью – Церковью народа Украины без разделения верующих по политическим, региональным, языковым, социальным и прочим признакам. Мы поминали Патриарха за богослужением согласно канонов как свидетельство того, что принадлежим ко Вселенскому Православию, точно так же, как католики и греко-католики Украины поминают Папу Римского и являются частью наибольшей в мире христианской конфессии – Римо-Католической Церкви.

Точно так же с пониманием мы относились ко всем церквам киевской традиции. Даже были готовы причислять к ним Русскую Православную Церковь в целом, потому что Патриарх Московский является преемником Киевского Митрополита, переехавшего на Восток, так же как Верховный архиепископ Греко-Католической Церкви является преемником Киевского Митрополита, принявшего унию с Римом и переехавшего на Запад. Мы лишь хотели, чтобы наши западные и, особенно, восточные братья не забывали, что в Киеве есть свой Православный Митрополит, вокруг которого должны объединяться православные Украины.

Но вместо этого мы получили заигрывания с “политическим православием”, несмотря на то, что оно было осуждено Собором епископов УПЦ 2007 года. Как результат, “политическое православие” превратилось в “русскую православную армию”, которая убивает и калечит людей на Востоке. Но, к сожалению, мы не услышали ни одного слова осуждения этого явления из уст руководства Русской Православной Церкви. Напротив, видим попытки подлить масло в огонь и без того непростых межконфессиональных отношений. Почему? Может, потому что в Московской Патриархии и в Кремле распад Советского Союза считают катастрофой и трагедией?

Отдельно на “совковость” и политправославность можно проанализировать и Киевский Патриархат и его руководителя, однако оставим это дело верующим этой конфессии, а сами продолжим заниматься собственным “бревном в глазу”.

Так почему же большинство людей на Майдане идентифицировали себя как верные нашей Церкви, а среди духовенства Майдана наши священники были в меньшинстве?

Может быть, потому, что большинство нашего духовенства пришло в церковь еще в советские времена. И в том “совковом церковном гетто” им было спокойно. А большинство верующих были крещены и начали воцерковляться уже во времена независимости Украины. И они требуют от Церкви быть нравственным авторитетом не только в стенах храмов.

И последнее. Мы, духовенство и верующие Украинской Православной Церкви, являемся и будем патриотами нашей Церкви и нашей страны. Мы любим и будем защищать свою, хотя и немного “совковую”, Церковь, как любим своих, иногда ностальгирующих по временам советской молодости, родителей и свое Отечество.

И пусть нам в этом помогает Господь наш Иисус Христос, Его Пречистая Матерь и все наши святые вместе с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, который, верим, молится у Престола Божьего за Украину и Украинскую Православную Церковь.

Перевод на русский язык – Киевская Русь

Оргинал на украинском – Блог на ТСН

Цей запис має 12 коментар(-ів)

  1. “Несть иудей, ни эллин: несть раб ни свободь; несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте о Христе Иисусе” (Гал. 3, 28)
    (удалено модератором)

  2. Сергей

    Мне очень близки мысли о.Георгия, потому что и я в своё время заблуждался подобным образом. Для него советскость (совок), коммунизм ассоциируется с русскими, с Россией.
    Подобным образом и я всегда ассоциировал совок с украинством, с украинцами, но не с русскими. Родился я, когда Россией правил грузин, потом пришла пора украинцев Хрущёва, Брежнева, Черненко (с небольшим перерывом на Андропова) и, пока не появился на самом верху русак Горбачёв, совок чувствовал себя безопасно. Когда в 1991 году была провозглашена независимость России от украинцев, я надеялся, что вслед за этим и совковости у нас в России не останется. И сначала вроде к тому и шло, но позже стало понятно, что не только украинцы – совки, но и в среде русских совковость пустила глубокие корни.
    Я понял, что ошибался, что совок – это не только украинство, что эта зараза захватила и русских, что мы сегодня и наблюдаем.
    Я никогда не удивлялся, что в армии украинца без лычек не бывает, что везде они впереди, что в комсоргах, что на кухне. А как же иначе – их власть в России. У нас принято негодовать, что Хрущёв отдал Крым Украине, а я радуюсь, что только Крым своим отдал, а мог бы половину России передать, и попробовал бы кто-нибудь пикнуть.
    Но оказалось не всё так просто, как я тогда думал, и как теперь мыслит о.Георгий, что мол совковость – это русскость и, отделившись от России украинцы перестанут быть совками. Ни мы, отделившись от Украины, не стали пока русскими, ни украинцы не перестали быть совками, что и показал киевский майдан и его сыны, запихивающие непонравившихся им людей в мусорные баки. А в Москве многие этому завидовали.
    С.Григорьев, СПб

    1. Ганна

      “Московський”, “Російська” – це поняття не тільки і не стільки етно-географічні, скільки адміністративно-канонічно-юридичні. Недурно ж митрополит, що сидів у Володимирі, а пізніше у Москві, титулувався митрополитом Київським протягом XIII-XV ст. Тож претензії, що виникають до МП, не означають автоматичного висування претензій до етнічних росіян. Претензії до останніх ідуть окремим списком і пов’язані з тим, що вони ведуть бойові дії проти Української армії, беруть участь у незаконних збройних формуваннях на території моєї країни, виливають потоки брехні та ненависті до українців у своїх ЗМІ, блогах, соцмережах тощо, “захищають російськомовне населення” шляхом його вбивства… Зупинюся – у Гаазі цей перелік доповнять. Не певна, що ви щось зрозумієте з моїх слів – не через українську мову (адже ваші співгромадяни вважають, що такої мови не існує, ми один народ, бла-бла-бла), а через ваше трактування подій 1991р. як “провозглашение независимости России от украинцев” – оце вже новина, ахах, як пишуть у ваших вконтактах. Чи ви думаєте, що “ворогам народу” з України, яких саджав Хрущов, було якось тепліше у Сибіру від думки, що він був уродженцем Курщини?
      Сміттєвими баками, звісно, наших проблем не вирішити. Але своє прагнення до гідного (з усіх поглядів – матеріального, морального, духовного, культурного, політичного, освітнього тощо) життя, прообраз якого нині бачимо усе ж таки у Європі з Америкою, а не в Росії чи Північній Кореї, українці (без поділу за етнічною чи мовною ознакою!) засвідчили тим, вийшли на Майдан, пролили там свою кров, а зараз продовжують боронити СВОЮ землю від диких загарбників з Півночі.

      1. Сергей

        Ось, тепер все стало зрозуміло, шановна Ганна. Дякую за роз’яснення. (перевод на украинский Яндекс)

        1. Ганна

          Якщо ваша подяка щира – то на здоров’я!))

    2. Ганна

      Мене завжди дивували люди, які, читаючи, не вдаються в написане, а одразу починають це написане інтерпретувати, згодом – інтерпретувати інтепретоване (перепрошую за тавтологію), і так без кінця. Пане Сергію, ну скажіть на милість, де у словах о. Георгія йшлося про етнічну складову (“для него советскость … ассоциируется с русскими, с Россией”), якщо він ясно каже: “Ми … ідентифікували себе … Церквою народу України без поділу вірних за політичними, регіональними, мовними, соціальними та іншими ознаками”? “Без поділу” – розумієте?
      Абсолютно зрозуміло, що хвороба “совка” вражає усі без винятку постсовкові країни. Росію – найбільше, але Україна, Грузія, Молдова (у Прибалтиці з цим краще) давно б уже були цивілізованими європейськими країнами, якби не хвора на “совковість” частина їхніх громадян. Решта знає, що з однаковим успіхом “совком” може бути як росіянин, так і українець, грузин, молдаванин, ба більше – чверть німців хочуть повернути Берлінську стіну, то хто ж вони, ця чверть, хіба не “совки”? Московський патріархат – це ж дитині ясно – не складається лише з москвичів за пропискою (пробачте, за реєстрацією). Так само і Російська православна церква не хрестить лише етнічних росіян.

  3. да, какае то смута, а не текст….. о чем автор начал ” Московского Патриархата на Майдане не было. На Майдане была Украинская Православная Церковь.” во первых откуда это известно иправда ли это, во вторых какая разница?
    какой пасыл не ясно, то что Филарет еретик не известной цекрви, забылось, а то что юридически нет каких то документов то там как говорится “ч.. ногу сломит”. Бажаю успіхів у написанні майбутніх текстів.

    1. Ганна

      Та тю, що ж не ясно? Автор як раз і намагається розмежувати ці 2 поняття – “МП” і “УПЦ”. І хоча юридично це нібито одне й те саме, фактично ж ті люди, що вийшли на Майдан і водночас були вірянами УПЦ МП, за духом і суттю представляли ту спражню Українську Православну Церкву, якою, зважаючи на історичні передумови, УПЦ МП мала би бути, – тобто “Церкву народу України без поділу вірних за політичними, регіональними, мовними, соціальними та іншими ознаками”. Інакше кажучи, МП зі своїм Кирилом, “політичним православ’ям”, “русской православной армієй”, путіним, “казакамі”, “днр”, “лнр”, “новоросією” та іншою бридотою – ошуюю, а Українська Православна Церква, що має власну (київську) традицію, разом зі своїм народом – одесную.
      Від себе додам: на жаль, юридичне в нашій церкві поки що бере гору над совістю.

      1. Valeriy Y

        “автор як раз і намагається розмежувати ці 2 поняття – “МП” і “УПЦ”” – не вышло, вот еще одно чудесное понятие о ком оно только “Українська Православна Церква, що має власну (київську) традицію”

  4. Что хочет сказать автор? Что Украинская Православная Церковь, предстоятелем которой был митр. Владимир, не является частью Московского Патриархата? Смешно. УПЦ – церковь народа (!), а МП – церковь СССР (!). Вот так с помощью подмен понятий и вычурных фраз ведётся политправославная агитация.

  5. Между нынешним временем и 12-13 вв. есть явное сходство. Члены одной Русской церкви сходятся на поле брани. Или имеются несколько церквей “киевской традиции”, как пишет автор? Связанных только формальным почитанием канонов.
    Русская церковь всё-таки есть – она зримо выделяется в ряду православных церквей – и в Москве, и в Киеве тот же стиль церковной жизни, те же святыни, та же модель желательных отношений с государством.

    Сила Русской церкви проявилась в том, что её пастыри могли встать на Майдане между двух противостоящих лагерей. Другие же могли находиться только по одну сторону баррикад.

    Украинский патриотизм разный – в Киеве, Харькове или Львове. Стремление его насильственно привести к одному знаменателю – та же “совковость”. Сильно отрицательная сторона “совковости” (были и положительные) – предпочтение насильственным методам достижения единства, жёсткое идеологическое деление на своих и чужих. Всё это сейчас зримо проявляется по обе стороны фронта. М.б. именно церковь, имеющая чад с обеих сторон, сумеет предложить лекарство от вражды?

    1. Спасибо, Павел, за комментарии. нехорошо людей делить по признаку был или не был на майдане., патриот или нет. Украина является для всех домом. Если пытаемся строить демократическое государство, эти вопросы не должны вообще подниматься. Надо научиться слушать друг друга. Или просто пытаться услышать. А не воевать.
      А по поводу СССР, ну конечно же не все было плохо. Но это прошло и не вернется. Это нормально.

Залишити відповідь до Александр Семенов Скасувати відповідь