Ответ прот. Игорю Рябко

Уважаемый отец Игорь Рябко вспоминает меня в своем “письме Юрию Павловичу Черноморцу”, которое в сокращенном виде опубликовано под заголовком “Место Церкви в жизни общества. Мнение богослова” на сайте “Православие в Украине”.

Интересно, что отец Игорь пишет рядом два предложения:

1) “За последние десять лет я не сказал, и не скажу ни одной проповеди, в которой будет даваться оценка политической ситуации.”

2) “стать на камень который отвален от гроба Господня и говорить о ситуации в стране считаю что не имею права”.

На мой взгляд, в этих словах подмена тезиса. Ситуация в стране – это не обязательно ситуация политическая. Когда мы утверждаем, что Церковь вне политики и запрещаем “политическое православие”, то есть привнесение политических лозунгов в церковную проповедь, мы не должны отметать не просто возможность, но – необходимость (!) со стороны Церкви давать евангельскую нравственную оценку процессам, происходящим в обществе, а также действиям тех политиков, которые причисляют себя к нашей Церкви. Свои соображения, аргументирующие это, я излагал в статье еще 30 ноября.

Отец Игорь, читая мои записи на фейсбуке (а будучи в числе друзей, он имеет доступ и к подзамочным записям), он, видимо, предположил, что нечто подобное я озвучиваю и в храме. На самом деле для меня записи для круга друзей (куда я добавляю только знакомых мне людей) – это нечто вроде разговора в узкой компании, а совсем не публичное выступление.

Отец Игорь спрашивает: “о. Андрей могу ли я выйдя на амвон говорить о политике? Ангел, благовествующий Воскресение Христа хоть слово проронил о римских оккупантах?”

За все время своего служения в священном сане я не произнес (и надеюсь, что не произнесу) ни одной политической проповеди. Я никогда не говорил людям о том, за кого им голосовать, а за кого нет. Точно так же я никому не сказал, идти ему на майдан или нет. В случае таких вопросов отвечаю, что надо поступать по совести. Когда я принимаю исповедь, для меня тоже нет разницы, каких политических или геополитических взглядов придерживается человек. Главное, чтобы те, кто называют себя христианами, старались жить по заповедям Божьим и по совести.

Однако о ситуации в стране, я считаю, говорить не только можно, но и нужно – но говорить не политическими лозунгами, а с позиции евангельской правды. Ведь именно пастырского слова в этой ситуации люди ждут от церкви.

Как наблюдатель и участник того явления, которое называют “Майданом”, могу с уверенностью сказать: для меня лично и для большого круга моих единомышленников “Майдан” – это прежде всего “революция совести” (а не выступление против России или за каких-то определенных политиков! Хотя политики, конечно, пытаются использовать протестные настроения в свою пользу – но не ради них выходили люди). Люди устали жить не по законам, а “по понятиям”. Устали от лжи, воровства, насилия. Общество, в котором “Майдан” оказался возможен – глубоко больное. Это общество, в котором не оказалось соли, что спасла бы его от гниения. Это общество, сидящее во тьме, где нет света. Мы, христиане, не стали для этого общества светом мира и солью земли, потому что приняли “условия игры” этого мира и стали жить по его правилам, а не по законам Царства Божия. Верующие нашей Церкви – православные христиане – оказались в Верховной Раде, в министерствах, в судах, прокуратуре, милиции и прочих силовых структурах, наконец, на посту Президента – и довели страну до состояния, в котором произошел Майдан. Каждый из нас на своем месте – “винтик” в этой системе – тоже несет ответственность за то, что мы не стали солью земли. Общество гниет, потому что в нем не хватает христианской соли, или она потеряла силу…

Отец Игорь верно указывает на признак, по которому можно отличить христиан: “…если будут иметь любовь между собой”. Именно это я видел среди христиан разных конфессий и просто людей на Майдане. Не скажу, что все протестующие являли собой образец любви. Как 2000 лет назад вокруг проповедника Иисуса из Назарета собиралась разношерстная публика – и фарисеи, и проститутки, и силовики, и налоговые инспекторы, и просто любопытствующие – так и здесь. Оценивать надо по лучшим проявлениям, а не по худшим. Вероятно, для не-киевлянина через призму СМИ это видится иначе – так можно приехать и увидеть своими глазами, пообщаться с теми, кто пережил всё это непосредственно в гуще событий.

Царство Христово “не от мира сего”. Значит ли это, что мы, христиане, должны вовсе пренебречь состоянием этого мира – своей страны, где растут наши дети и внуки, той земли, которая вручена нам Богом, как некогда Эдемский сад – Адаму? Надо ли забросить любую деятельность и отдать общество, в котором живем, на откуп нехристианским силам? Я так не думаю. Мне кажется, что ответственность перед Богом начинается с того, как ты относишься к той части Богом созданного мира, что вокруг тебя. Церковь не должна отгораживаться от мира “стенами метаистории”, как пишет о.Игорь. Заповедь Спасителя ученикам: “Недше в мир весь, проповедите Евангелие всему творению” – она обращена и к нам. Не убегать из мира, отгородившись от него стенами “метаистории”, но преображать мир через жизнь по своей вере – вот наше лучшее призвание.

Google

Цей запис має 5 коментар(-ів)

  1. Когда священник имеет четкую политическую позицию – это здорово. Но если она звучит в стенах храма, навязывается прихожанам – это плохо. Тогда из-за политической ситуации вопросы спасения души отступают на задний план, а приход раскалывается, т.к. есть прихожане с иными политическими взглядами. Батюшки, молю Вас, оставляйте политику за воротами храма! Нам так хочется в храмах тепла, любви, опоры. А политики, разногласий, грязи нам хватает и в миру.

    1. так именно об этом и речь! За все время своего служения в священном сане я не произнес (и надеюсь, что не произнесу) ни одной политической проповеди. Это написано четко и ясно!

  2. Позиция майдана – собрание оскорбленных людей, которых ожидания не оправдались, ожидания мирские, земные, плотские. Эмоционально- подавленная надежда вывела их тела на улицу и заставила взять в руки камни…Скупость мировоззрения не позволила проанализировать и оценить последствия эмоционального протеста. Майданом воспользовались, как… Жалость вызывает, а не восторг.

    1. Для того,чтобы кого-то оценивать,хорошо бы знать реальную ситуацию.И как пишет батюшка,там действительно разные люди,с разными ожиданиями и по разным причинам. А люди,они вообще бывают разные.И уже это является одной из причин,по которым лучше не судить других.Когда мы судим кого-то,мы часто накладываем кальку своего собственного мироощущения,не озаботившись узнать,что же на самом деле чувствует этот другой.

  3. “Не убегать из мира, отгородившись от него стенами «метаистории», но преображать мир через жизнь по своей вере — вот наше лучшее призвание”, – исполнение этого дается приложением огромного труда над собой, а результат – истинное преображение себя и окружающего мира.

Залишити відповідь до Любовь Сивак Скасувати відповідь