Крестопоклонная и Сорок мучеников

Крестопоклонная. Ужас и мрак креста нам давным давно очень трудно понять. Крест у нас стал знаком торжества и даже украшения. Кресты с украшениями как награда… Первоначальный же смысл креста – орудие позорной казни.

На крестах римляне казнили мятежников. Тех, кто дерзнул восстать против (русского мира – зачеркнуто) Pax Romana. Иисус принёс весть о Царстве, которое – не от царства кесаря. Поэтому Его участь – рядом с мятежниками (обычный русский перевод “разбойники” не точен: это не грабители, а повстанцы). Иисус не звал к вооруженному восстанию против римлян, Он призывал уже сейчас жить по законам Нового Царства. Если Иисус – Господь, то больше нет господ на земле, а Кесарь – самозванец.

Чтобы лучше понять образ Креста сегодня, представим себе оружие убийства, которым власть расправляется с мятежниками, так чтоб другим было неповадно. Например, “калашников” или снайперскую винтовку. Представьте, что возникает группа верующих, которые говорят, что калашник – знак победы над смертью. Примерно то же современники слышали в словах первых христиан. Поэтому ап. Павел и пишет, что слово о Кресте для эллинов – соблазн, а для иудеев – безумие. В самом деле, какой человек в здравом уме будет почитать “калашник”?.. Вот и с Крестом так. То, что несло позорную смерть, что было средством расправы над борцами с режимом, стало знамением самой главной Победы.

Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое славим.

Для меня совершенно очевидна параллель Сорока мучеников Севатийских, память которых вчера отмечалась Церковью, и Небесной сотни. Люди отдали жизнь за свои убеждения и ценности. Мученики – непосредственно за саму веру во Христа, люди на Майдане – за христианские ценности: за честность, правду и желание добра для своих ближних и детей. Там – римский сотник, перешедший на сторону мучеников и принявший венец, тут – несколько беркутовцев, перешедших на сторону народа. Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя…

Кстати, надо уточнить, что римляне никого не преследовали собственно за веру. Сорок мучеников пострадали как государственные преступники, за то, что, по мнению римлян, не выказали должное почтение императору, которого требовалось чтить религиозно. Но для христиан один Господь – Бог, а кесарь – самозванец.

Важно подчеркнуть ещё и то, что в истории Церкви есть канонизированные святые, которые пострадали не собственно за свою веру, но за любовь к ближним. Такова, например, мать Мария Скобцова, которая добровольно пошла в газовую камеру вместо другой женщины. Я поминаю её на каждой проскомидии. Таковы же, например, и страстотерпцы Борис и Глеб.

Google

Залишити відповідь