Чудо Рождества рядом с нами

Рождество! Таинство вижу чудное и необычайное – восклицает св. Андрей Критский, автор рождественского канона (Песнь 9). Конечно же, он видит таинство, как и все мы. Значение этого события нам сегодняшним кажется совершенно очевидным: происходит встреча с чудом. И мы бы сами, как пастухи или волхвы, наверняка с радостью и энтузиазмом проделали бы какой угодно путь для встречи с Богомладенцем. Но это сейчас. А вот если отрешиться от сегодняшнего восприятия, заглянуть за грань очевидности и попытаться ответить на вопрос, почему же стала возможной эта встреча, то можно увидеть ещё одну совершенно удивительную грань происходящего.

Поклонение волхвов. Картина Давида Попиашвили
Поклонение волхвов. Картина Давида Попиашвили

Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость,
которая будет всем людям.
Лк. 2:10

Признаюсь, мне всегда было интересно представить тех конкретных пастухов и волхвов, их мысли и обстоятельства, чтобы понять, почему же они решили прийти и поклониться Младенцу. Ведь внешне всё было обычно, и, тем не менее, было что-то, что позволило эту встречу с чудом. Думаю, причин тому две.

Первая причина, по которой стала возможна эта встреча, заключается в умении воспринимать мир глубже, видеть за пределами очевидного, в умении замечать чудо и быть открытым к нему. Об этом очень ярко говорит эпизод с пастухами. В ночи, в то время когда они дежурили у своего стада, им явился Ангел и возвестил о рождении Спасителя: «Вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2:12). Весть совершенно парадоксальная для иудея, потому что рождение посланного Богом Мессии и призванного царствовать можно было ожидать где угодно, но только не в стойле для скота. Ангелы отошли, и, конечно же, пастухи могли найти множество причин, чтобы, во-первых, усомниться в происходящем, ведь кто они такие, чтобы им являлся Ангел? Чудеса происходят с кем-то другим. Во-вторых, могли усомниться в том, что правильно поняли весть, тем более, что они были взволнованы и напуганы. Наконец, в-третьих, они могли найти причины, чтобы просто никуда не ходить. Например, потому что к царственному отпрыску простых пастухов не пускают по определению. Тем не менее, посовещавшись между собой, они «поспешно» отправились в Вифлеем. Быть может, они поспешили туда, надеясь, что в хлеву по каким-то неведомым им причинам окажется всё-таки царь?.. И далее происходит нечто ещё более удивительнее.

Пастухи нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в стойле. Конечно же, всё, что они увидели, указывало со всей «очевидностью», что ничего царственного в Младенце нет и быть никак не может. Но постигло ли их разочарование? Напротив! Они «возвратились, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели» (Лк. 2:20). С точки зрения логики и здравого смысла это совершенно непостижимо. Но это стало возможным благодаря умению увидеть чудо. Однако видеть и слышать недостаточно. Ведь пастухи разглашали о том, что видели повсюду, более того, «все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи» (Лк. 2:18). Тем не менее, судя по всему, удивлением всё и ограничивалось – евангельская история не повествует о каком бы то ни было ажиотаже в Вифлееме. Наверняка каждый из удивляющихся нашёл множество своих причин, ограждающих встречу с чудом. У пастухов было то, чего не было у других – открытость к чуду, способность принять чудо и посылаемое от Бога как есть.

Ведь мы тоже очень часто, подобно жителям Вифлеема, можем ожидать чего-то где угодно и когда угодно, только не в том виде и не в то время, когда это происходит. И зачастую попросту часто скептически отворачиваемся от происходящих в нашей жизни чудес: «просто ничего не значащая случайность» или «оно наверняка должно быть другим», или просто «ведь этого не может быть!», и далее находится бесконечное количество объяснений, зачастую порождённых нашей подозрительностью. Но закрывая сердце для чудес, не стоит обвинять Бога, что Он не посылает их в нашу жизнь…

Вторая причина, по которой становится возможной встреча человека с чудом – способность принять решение без оглядки на окружающих или даже вопреки им. Об этом замечательно повествует история с волхвами. Вот, есть несколько людей, живущих в достатке, следующих своему повседневному раскладу, своей благополучной рутине. И вдруг каждый их них получает призыв идти в Вифлеем. Конечно же, соблазн не откликнуться на этот призыв велик – много больше, чем в случае с пастухами, ведь путь предстоял дальний, что было дорогим и довольно рискованным предприятием. К тому же всегда есть соблазн отложить на потом, «не сейчас», подождать, пока всё прояснится. Можно представить, что произошло: они увидели странное небесное явление, быть может, с кем-то поговорили об этом, но всё вокруг осталось прежним и ничего не изменилось в поведении окружающих. И тем не менее эти несколько учёных людей, отложив свою привычную рутину, отвечают на призыв действием: собираются в путь и «путешествуют со звездою», чтобы поклониться Царю. Ничего не изменится, и когда они въедут в Иудею: здесь тоже никто не знает о Рождении, даже царя Ирода весть застала врасплох (Мф. 2:3). Но несоответствие или даже противоречие поведения людей вокруг ожиданиям мудрецов вовсе не угасили их решимости следовать призыву, и увиденное также не вызвало в них разочарования: «И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11).

Кто-то скажет, что волхвы были «научаемы звездою», говоря словами рождественского тропаря. Это так, и даже символично, что это была именно звезда, которая, находясь на небе, светила всем людям, а откликнулись на призыв, сделали это шаг лишь немногие.

В событии Рождества перед нами предстают конкретные люди, каждый из которых принимал решения: работники гостиницы в Вифлееме, где не нашлось места, владельцы хлева, пастухи, жители Вифлеема, волхвы – мудрецы с востока… Кто-то действовал согласно внешним инструкциям, кто-то следовал собственной рутине, кто-то – потому что так положено, очевидно или потому что так все вокруг делают или думают. И лишь для тех, кто сумел заглянуть в своё сердце и принять решение согласно его голосу, стала возможна встреча с чудом.

Эта история отчасти о каждом из нас. Каждый их нас получает от Господа призывы к чему-то. Не только призывы следовать за Ним, но и призывы к реализации и преумножению данных нам талантов, к помощи тем, кто в нашей помощи нуждается, или даже нашей памяти о тех, кого эта память может согреть. В конечном итоге, всё зависит от человека, от того какое решение он примет и как откликнется на тот или иной призыв или вызов. Очень часто люди ожидают чего-то внешнего – инструкцию или бегущую строку – что бы указывало, «как правильно думать и видеть»… Для очень многих сейчас, как редко когда случается, с одной стороны, силён соблазн бежать за толпой (неважно в какую сторону), с другой – велик соблазн задавить тот самый голос сердца и голос совести – свой собственный и чужой во имя каких-то интересов, например во имя правил, послушания, имиджа собственного или корпоративного… чего угодно. История же говорит о том, что мимо тех, кто ждет инструкций и на них надеется, проходит и чудо, и правда Божия, что в конечном итоге толпа оказывается посрамлённой, как и все желающие закатать в асфальт голос совести – собственной или чужой. Можно найти множество примеров того, как часто и до неузнаваемости менялись бегущие строки, и как часто люди предавали правду Божию во имя всевозможных инструкций. Ту саму правду Божию, о которой так много говорится, но вкладывается так мало смысла. Правду Божию, которая в действительности начинает раскрываться именно с сердца человека. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» – напоминает апостол Павел (1Кор. 3:16).

Многие привыкли жить с постоянной оглядкой на то, как думают и поступают люди вокруг. А вот праздник Рождества говорит о том, что встреча со Христом стала возможна для тех, кто сделал то, что никто вокруг не делал. И ещё напоминает нам о важности нашей открытости для чуда и важности наших собственных решений, следованию голоса сердца, без чего невозможна ни встреча с чудом, ни торжество правды Божией в нашей жизни.

Дай Бог каждому из нас пройти путь для встречи с Богомладенцем Христом, прислушиваясь к голосу своего сердца, делать что-либо не потому что «так принято» или «само собой разумеется», и не потому что так кто-то сказал или «благословил», но потому что собственное сердце подсказывает поступить именно так. Пусть же у каждого из нас хватит отваги посмотреть в своё сердце и не заглушить его голос. Пусть сердце каждого из нас откроется для чуда, и мы станем не просто «слышавшими» и «дивившимися», но действительными свидетелями, увидевшими сердцем своим родившегося Богочеловека. И пусть же в эти дни произойдёт чудо для каждого из нас!

Цей запис має 2 коментар(-ів)

Залишити відповідь до Vitaliy Eismonth Скасувати відповідь