О Святом Духе как неизвестном

После празднования Дня Сошествия Святого Духа на апостолов позволю себе поделиться некоторыми соображениями.

* * *

Часто, говоря о Святом Духе, возникает путаница в значениях этого словосочетания. В Св. Писании и в изречениях святых отцов оно употребляется в двух значениях:

1) Третья Ипостась (т.е. Божественная Личность) Пресвятой Троицы;

2) действие Бога на человека, Его энергия, благодать.

Второй случай мы рассматриваем в словах Иоанна Предтечи «Идущий за мною сильнее меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11, также и Лк. 3:16). Евангелист Лука в начале своего благовествования свидетельствует о том, что Захария и Елисавета исполнились Святого Духа (Лк. 1:41,67) и что тот же Дух был на Симеоне (2:25). Ангел Гавриил извещает Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35).

В последнем случае параллельная фраза нам указывает на то, что Духом Святым именуется сила Всевышнего. Более чем наивно полагать, что Креститель Иоанн предвещал крещением огнем и собственно Третьей Личностью Троицы.

В святоотеческой литературе в этом плане наиболее значимо высказывание преп. Серафима Саровского о том, что целью жизни христианской является стяжание Святого Духа. Речь, конечно, идет о благодати, но никак не о самой Божественной Личности.

* * *

Мы празднуем День Личности Святого Духа и вместе с тем практически не обращаемся к Нему с молитвой, ограничиваясь лишь стандартным «Царю Небесный…».

В молитвенных правилах лишь однажды встречается молитвословие к Святому Духу. Это третья молитва из цикла «на сон грядущим», об отпущении грехов. Да и то не совсем понятно, почему с этими словами мы обращаемся именно к Святому Духу, а не ко Христу, например.

Даже в самих коленнопреклонных молитвах на Пятидесятницу мы не встречаем ни одной, обращенной к Святому Духу – все только к Отцу и Сыну. И это в самый день празднования Святого Духа! Следовательно, эта Божественная Личность нам известна по большей части лишь теоретически – на самом же деле мы к Ней практически не обращаемся, не связываем себя с Ней (слово «религия» от лат. religare – связь).

Наше знание Третьей Ипостаси Пресвятой Троицы можно уподобить знанию третьего пространственного измерения. Мы знаем о том, что есть длина, ширина и высота, но практически мы живем лишь в двух измерениях: мы передвигаемся вперед-назад, влево-вправо, но не вверх-вниз, т.е. находясь в трехмерном пространстве, используем на практике лишь два его измерения.

Нечто подобно происходит и с нашим познанием Третьего Лица Пресвятой Троицы.

* * *

Примечание прот.А.Дудченко. В прошлом году в сети я нашел и поставил в свой блог комментарий литургиста о. Михаила Желтова касательно молитв Святому Духу:

Изначально молитвы были обращены к Богу Отцу и Богу Сыну. Было бы логично предположить, что должна была бы существовать еще и молитва Святому Духу, но византийская традиция изначально ее не знала. Патриарх Константинопольский святитель Филофей, ученик святителя Григория Паламы, эту логику реализовал и дописал молитву Святому Духу. Какое-то время она использовалась за богослужением, причем не только греческим, но и русским (она была переведена на славянский язык), но затем было решено вернуться к более древней византийской практике. Греки сделали это в XVI веке, а мы – после Патриарха Никона (у старообрядцев молитва читается до сих пор).

Цей запис має один коментар

  1. По прочтении Библии, у меня возник вопрос который я обдумываю многие годы. Вспомним на заре человечества Сам Господь лично разговаривал с Авраамом, и предрек ему потомство с числом звезд на небе. также разговаривал с Исааком и с его сыном Иаковым который боролся с ! Господом. Моисею Он вообще является чаще, и даже дает скрижали писаные своею рукой. Далее рождается Сын Божий Иисус! после Вознесения приходит третья ипостась Бога Дух Святой, но избранным 12 апостолам так вот по прошествии времени Он придет на всех землян перед страшным судом, не будет многоязычия люди не смогут врать, потому что нельзя будет скрыть мысли, померкнет красота женская, не будет материальной зависимости существования потому что хлеб жизни будет Христос. В этот момент разделит Господь людей на овец и козлов? Ибо не все мы умрем, но изменимся?

Залишити відповідь