Теоретическая схема и социальная группа

Это небольшой, но весьма существенный комментарий к работе автора “Теология духовных движений“.

В своё время на семинаре, состоявшемся на кафедре философии Свято-Филаретовского Института, Г.Б. Гутнер предложил понятие теоретической схемы (или идеальной конструкции). По Гутнеру, теоретическая схема – это некая связь идеальных объектов, которая создается для того, чтобы что-то прояснить. Такого рода прояснения возможны в научных теориях естествознания, гуманитарных науках, теологии…

Я в данном случае обратил внимание на понятие теоретической схемы (или идеальной конструкции) по той причине, что при помощи этого понятия легче преодолеть трудность, возникающую у неподготовленного читателя при чтении моей работы «Теология духовных движений». Трудность могла возникнуть по той причине, что введенное мной понятие экклезиологической модели было непривычно. Переход от текстов Священного Писания (или сугубо богословских текстов) к теоретическому моделированию некоторые даже весьма эрудированные в области экклезиологии специалисты не смогли преодолеть. Однако, доклад Г.Б. Гутнера «Теология или идеология?» дает возможность объяснить понятие экклезиологической модели через понятие теоретической схемы. Получается, в рамках логики рассуждения Г.Б. Гутнера, что экклезиологическая модель – частный случай теоретической теологической схемы.

Однако необходимо сказать ещё об одном. А именно: понятие теоретической схемы применительно к конкретному человеку всегда выглядит как некое насилие (обычно говорят в этом случае, что человека пытаются «запихнуть в схему») или, если кто-то предлагает идеальную конструкцию, говорят, что он «мыслит схематично». Поэтому понятие теоретической схемы лучше употреблять в связи с некой социальной группой (социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами). Дело в том, что на один и тот же предмет, особенно когда речь идет о теологии, у разных людей может быть целое множество своих описательных идеальных конструкций. По какому-то количеству параметров эти идеальные конструкции могут совпадать, а по какому-то отличаться. Чем больше людей участвует в создании объединенной концепции, тем создаваемая теоретическая схема менее разветвленная (с меньшим количеством параметров) и более сухая. Вообще, когда речь идет о крупных объединениях (это можно хорошо отследить по анализу политических движений), идеология этих движений, как правило, достаточно проста и часто выразима при помощи лозунгов. Это происходит не потому, что в руководстве этих движений стоят ограниченные люди, не могущие предложить более разветвленную политическую программу, а потому, что эти политические лидеры простотой теоретической схемы хотят заполучить как можно большее количество политических сторонников.

Таким образом, теологическая теоретическая схема – это, как правило, совокупность договоренностей внутри некой религиозной группы, которая может быть выражена как в виде постулатов, сформулированных лидерами этой группы, так и в виде некоего согласованного со всеми соборного решения, как в случае, например, догматических договоренностей.

Поэтому применительно к моей работе за понятиями поместно-приходской, евхаристической, общинно-братской и пневматологической экклезиологий стоят, помимо всего прочего, как правило, и вполне конкретные социальные группы, в которых преобладает тот или иной тип сознания. Причем объединение в эти группы достаточно условно и обусловлено, в основном, тем набором книг, которые прочитал тот или иной предполагаемый участник группы. Конечно, у каждого члена такой группы может быть и своё особое мнение по богословским вопросам, но это мнение не противоречит той идеальной конструкции, которую в качестве некоего манифеста можно провозгласить в этой социальной группе.

Цей запис має один коментар

  1. Честно, как атаман станицы, как православный всегда ищу казаков или социальную группу людей, что считают себя не рабами Господа, но СЫНАМИ БОЖЬИМИ, ибо созданы мы по ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ БОЖИЮ. Мир в котором мы ныне пребываем от лукавого, а потому игра в слова, что раб НЫНЕ абстрактное понятие, не то что раб ВЧЕРА, ещё большее лукавство. Главный товар сегодня – деньги, а стоимость люда в глазах работорговцев – полушка беличьи. Пора вспомнить, что Сыны МЫ, а не рабы, да и встать с брюха, вернуть власть Монаршью мирянам, а в обитель духовников – смирение, мудрость, скромность.
    Атаман станицы святого Димитрия Ростовского есаул Новгородов.

Залишити відповідь