Священный забор или посторонним В.

Православный храм, по иронии истории, сегодня не мыслится без иконостаса, порой совершенно глухой, непроницаемой перегородки между алтарем и остальным пространством церкви, в котором находятся молящиеся и зеваки.

Из объяснений происхождения иконостаса я считаю достаточно адекватным только то, что он появился, когда литургия стала не центром жизни общины, а публичным действом прихода. (Окончательно в виде глухой стены, отделяющей алтарное пространство от собрания верных, иконостас оформился в XIV веке. Ранее известны более или менее высокие алтарные преграды, иногда в виде колоннады с арочными перекрытиями, пространство внутри которых в небогослужебное время закрывалось завесами. – Ред.)

Функция иконостаса была сугубо утилитарной и вынужденной и он по сути являлся свидетельство некоего упадка в общинном укладе христиан, костылем-подпоркой в пошатнувшемся священном укладе.

Но если сегодня после возгласа “Оглашенные, изыдите! да никто от оглашенных, одни только верные…” никто из некрещеных, иноверцев, туристов и прочих даже не думает выходить из храма, то и смысл иконостаса так же растворяется в воздухе, как дым из кадила.

Иконостас с его дверями становится кулисами театра, которые открываются в определенное время перед зрителями и показывают лишь то, что положено видеть непосвященным. Остальное сокрытое происходит как некое тайное действие, освящаемое специальными тайными молитвами.

А в финале в толпу верующих, изрядно разбавленную посторонними для Таинства людьми, выносится Чаша со святыней, и дается людям, только малая часть из которых понимает происходящее.

Получается, что смысл этого заградительного сооружения совершенно теряется и не выполняет даже тех сомнительных функций, которым призван служить. Зато он прекрасно служит для находящихся по ту сторону перегородки, помогает ощутить себя особенными, избранными, священной кастой… жрецами. Нужно ли говорить, насколько это противоречит Евангельскому и апостольскому духу?

Что же делаем мы? Мы возводим этот забор в некую сакральную величину, украшаем его иконами и драгоценностями, пишем красивые трактаты о важности иконостасов, называет его достижением православной духовности.

Но это больше похоже на украшение забора узниками, которые, дабы скрасить свое заточение, вешают на заграждение цветы и портреты своих близких, радуя этим своих надсмотрщиков.

Учил ли Христос из-за забора? Кормил ли, кидая через ограду? Прятался ли от учеников, запирая калитку?

P. S. Я не призываю рушить иконостасы, которые уже построены, я не модернист и не варвар. Как выход: служение с открытыми вратами и чтение молитв вслух прекрасно решило бы это недоразумение… ну и, конечно, если “изыдите” будет означать изыдите…

Блог автора

Залишити відповідь