Идея священной связи как центральная идея декалога

Все, кто читал Библию, прекрасно помнят место из Исх.20:1-17, где формулируется то, что впоследствии стало принято называть декалогом или десятью заповедями.

Важно сказать, что эти заповеди звучат не на пустом месте. Перед тем, как они были произнесены, случилась, как мы знаем, самая масштабная в мировой истории Синайская теофания (богоявление), участником и свидетелем которой был весь народ израильский. Бог в прямом смысле слова явил Свою славу и Свою мощь. Именно после такого богоявления стало вообще возможным заключение Завета, потому что между народом и Богом к этому моменту уже была связь: Бог избрал народ Израиль, а народ познал Бога «как Он есть» и как Он действует (у архим. Софрония (Сахарова) есть книга, посвященная вопросам боговидения, которая называется «Видеть Бога как Он есть»). Связь эта носит трансгрессивный характер и может называться священной, или сакральной. Она вне времени и пространства, поэтому ничто ограниченное пространством и временем не должно претендовать на то, чтобы в том или ином виде заместить её. Бескомпромиссно отвергается всякое идолопоклонство и кумиротворчество. Связь эта запредельна для человека, поэтому у него она должна вызывать благоговейное чувство страха и уважения: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно».

Характерно, что, несмотря на принципиальную трансцендентность Бога по отношению к творению, всё-таки в жизни человека выделяются священное время и священное пространство. Священное время – это седьмой день, на котором особое благословение – день покоя, суббота. А священное пространство – это, помимо особого места в Святом Святых, в том числе и пространство отношений и связей человека с другими людьми внутри народа Божия. Эти отношения и связи тоже в каком-то смысле сакральны. Нужно почитать родителей. Нельзя убивать членов народа Божьего.

Муж и жена даются друг другу Богом как дар (в иудаизме до сих пор супругу принято называть ha Шем, данная Богом), поэтому связь мужа и жены в этом смысле священна. Её нельзя разрушать прелюбодеянием: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Имущество тоже как некое благословение свыше, часто не без участия человека, дается Богом, поэтому собственность в этом смысле тоже сакральна как следствие отношений человека и Бога. И идея священности частной собственности совсем не лишена смысла. Отсюда заповедь «не кради». Исключение составляет неправедно нажитое, ворованное имущество. Многие имущественные проблемы современного мира связаны именно с трудностью определения границы между праведно и неправедно нажитой собственностью…

Таким образом, человек ответственен как за сохранение связи с Богом и отношений, возникших в результате этой связи, так и за созидание своего духовного дома, в который включаются домашние и те, кто так или иначе вовлечен в ближний круг общения.

Характерно, что такая связь и отношения должны быть и у других членов народа Божьего, поэтому необходимо эти связи и отношения всячески уважать и охранять.

В Новом Завете священная связь с Богом и отношения, возникшие как следствие этой связи, только усиливаются. Иисус Христос в Евангелиях выступает в том числе как толкователь и интерпретатор Торы, но Его интерпретация – мессианская. Он высвечивает скрытую глубину Торы и, как следствие, иерархизм заповедей. Поэтому большие заповеди в Законе – это заповеди любви к Богу и ближнему (Мк. 12:28-43). А слова, сказанные богатому юноше (Мк.10:21-25), вполне умещаются в контекст неприемлемости идолопоклонства, когда идолом являются имущество и деньги. И раскрытие приблизившегося Царства Божьего, как в евангельские времена, так и сейчас напрямую зависит от того, какое место в жизни человека занимает священная связь с Богом и отношения с ближними.

Залишити відповідь