Ищите прежде Царстия Божия. Тезисы к проповеди в неделю 3 после Пятидесятницы

В сегодняшнем Евангельском чтении (из главы 6 Ев. от Матфея) Господь говорит нам не только о том, о чем НЕ надо заботиться (“не заботьтесь о том, что есть и пить или во что одеться”), но и о том, что СЛЕДУЕТ искать: “ИЩИТЕ ПРЕЖДЕ Царства Божия и правды Его…”.

Царство Божие мы склонны отодвигать в необозримое будущее. Мы ждем этого или в загробной жизни, или после Второго пришествия… то есть для нас это как бы НЕ реально. Но на самом деле Царство Божие – самая настоящая РЕАЛЬНОСТЬ.

С проповеди о Царстве начинается Евангелие: “покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие”.

Далее, мы знаем, что оно не наступит “приметным образом”. Никогда нельзя будет сказать: вот там – царство Божие, идите туда и будете счастливы. Напротив, оно – уже здесь и сейчас. “Царство Божие – среди вас, или внутри вас”. Об этом же – и притчи о Царстве. Например, о горчичном зерне или о закваске. Чтобы выросло растение из семени или взошло тесто, нужно время. Так и Царство Божие: оно в полноте будет явлено после Второго пришествия Христа, но уже сейчас мы можем в него войти и начать жить жизнью этого Царства.

Что это за жизнь? Это “праведность и мир, и радость во Святом Духе”. Праведность – следование за Христом и исполнение Его заповедей. Любить Бога и ближнего. Мир – о нем сегодня в апостольском чтении из послания к Римлянам: “Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом”. Шалом. Это больше чем отсутствие вражды. Это гармония Богом, мир внутри нашего сердца, как результат праведности. Это радость во Святом Духе, которую “никто не отнимет у вас”. Начало ложной религии – неумение радоваться, вернее, отказ от радости, как говорил о.Александр Шмеман. С радости начинается Евангелие и ею заканчивается.

Но эта радость – не потребительское “утоление потребностей”. Радость не оттого, что все ОК, процветание и благополучие. На этом пути нас могут ждать и скорби. И что поразительно, сегодня в послании к Римлянам читаем: “…ХВАЛИМСЯ и СКОРБЯМИ… потому что скорби рождают терпение, терпение – опытность, опытность – надежду, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Господом Иисусом Христом”. Апостолы знали скорби, но не просили избавить от них. Апостол не говорит: “Господи, избавь нас от этих скорбей”, но: “хвалимся скорбями”. Через это приобретаем жизненный опыт, учимся терпению и любви к другим.

Предвкушение Царства – Евхаристия. “Хорошо нам здесь быть”, – говорили апостолы Иисусу на горе Преображения. И нам хорошо быть в храме, где участвуем в Его трапезе. Как Отец зовет сыновей на обед, и вряд ли они откажутся, так и мы должны откликаться на Его призыв. Или как овцы, слушающие голос своего Пастыря. “Зовет их по имени, и они идут за Ним…”. Так и мы слышим: “Примите, ядите… Пийте от нея ВСИ”. Вси, а не только постившиеся, вычитавшие три канона, бывшие на вечерне и т.п. Вси, призванные быть народом Божиим через Крещение и дар Святого Духа в Миропомазании- нашей личной Пятидесятнице.

Мы живем в пространстве между Пятидесятницей и Вторым пришествием. Всё это – “последнее время”. Бог сделал для нас все, и теперь – время, когда “действовать будем мы”, как пел Виктор Цой, которому на минувшей неделе исполнилось бы 50 лет. Бог ждет от нас ответа и действия. Праздники недель после Пятидесятницы – сначала Всех святых, затем всех святых, в землях Руси просиявших, затем более узкие круги святых, как сегодня – Одесские, Галицкие, Новогородские, Псковские, Беларуские, Питерские, Британские и Ирландские – показывают, что святость – наше общее призвание. Свят не тот, кто безгрешен, но кто устремляется к Богу. Кто ищет прежде всего Царства Божия и правды Его. Среди канонизированных святых есть те, чей подвиг мы не повторим. Но есть и те, жизнь которых вряд ли во всем будет для нас примером для подражания – например, равноап. Константин Великий, крестившийся на смертном одре. Но их канонизировали потому, что общее устремление их жизни было – к Богу, к Его Царству. Можно ошибаться, но идти за Христом, главное – не грешить сознательно (самое страшное, когда понимаешь, что это грех, но все равно его делаешь). И если общий вектор жизни – к Богу, то мы на нужном пути. Слово “святой” и в новозаветной литературе, и в литургии используется для обозначения всех христиан, а не только самых совершенных. Свято то, что отделено для Бога, что принадлежит Богу. И мы призваны составить Его новый народ: “некогда не народ, а ныне – народ Божий, некогда непомилованные, а ныне – помилованы”.

Итак, будем искать Царства Божия и правды Его. Уже здесь и сейчас мы можем быть ему причастными. Можем начать жить его жизнью. Каждая литургия – это “изучение Библии, после которого следует трапеза“, и эта трапеза – вечеря Царства Божия. Не будем пренебрегать этим великим даром, и станем стараться всеми силами жить так, чтобы оправдать свое призвание стать новым народом Божиим.

Google

Залишити відповідь