Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Богословие > Община как природа Церкви

Богословие

Община как природа Церкви


В последнем номере «Вестника РХД» (православный журнал, издается в Париже) опубликована статья архимандрита Кирилла (Говоруна) «Община как природа церкви». Это своего рода резюме идей, содержащихся в недавно вышедшей книге автора «Метаэкклезиология: Хроники о самосознании Церкви» (Meta-Ecclesiology: Chronicles on the Church Awareness. Νew York: Palgrave Macmillan, 2015). В статье автор пытается проследить, как менялось самосознание Церкви от эпохи к эпохе, и определить, что же «можно считать неизменным ядром Церкви – ее природой». Публикуем выдержки из статьи.

Архимандрит Кирилл Говорун

…Многое из того, что мы считаем в Церкви неизменным, на самом деле меняется, а то, чем мы иногда пренебрегаем, составляет ее суть или природу. Среди прочего в Церкви меняются представления о ней самой — то, что можно считать церковным самосознанием. … Данная изменчивость церковного самосознания, отраженная в свидетельствах различных эпох, является предметом нашего экскурса.

Церковь всегда будет больше любой экклезиологической системы, будет ускользать от какой-либо попытки ограничить ее рамками. Это вовсе не предполагает некий экклезиологический агностицизм. Напротив, мы пытаемся определить, что можно считать неизменным ядром Церкви — ее природой. В результате эпистемологического анализа церковного самосознания мы приходим к выводу, что эту природу составляет прежде всего церковная община.

Средневековое государство связывало себя с правящими элитами — правителем и его аристократией. Народ был выведен за скобки государства, и его связь с ним стала подчинительной: через воинскую повинность, налоги и безусловную лояльность к правящему классу. По аналогии с этой моделью отношений между народом и правителями выстраивались отношения между рядовыми членами Церкви и ее иерархией. Последняя отождествила себя с Церковью, и это тождество было принято большинством народа, который согласился занимать по отношению к ней такое же положение, которое он занимал по отношению к светским правителям. Административные структуры Церкви практически полностью подменили собой общины в сознании церковного большинства. Такая ситуация в равной степени относилась и к Востоку, и к Западу, несмотря на возраставшие противоречия между двумя частями христианского мира.

Если исходить из той богословской логики, которая легла в основу Троичного и христологического догматов, ипостасью Церкви является церковная община. Именно она является полным воплощением того, что мы считаем Церковью и относим таким образом к общей церковной природе, включая верных, их собрание в одном месте, молитвы и участие в Таинствах. Уровень же надобщинных структур является административным — своеобразной надстройкой над Церковью. Это нисколько не приуменьшает их роли в Церкви, однако позволяет лучше понять их место в ее жизни. Их задача — способствовать общинам-ипостасям в полной мере участвовать в общей церковной природе. Они это делают, помогая общине разрешать внутренние противоречия (но не создавая при этом новых!), а также утверждая в них единство веры. … Таким образом, задачей административных структур является обслуживание общин, которые одни имеют, так сказать, онтологическую полноту Церкви. Когда происходит наоборот, что общины вынуждены бывают обслуживать свои административные структуры, — это вступает в противоречие с природой Церкви.

Вестник РХД

Дата публикации: 05.12.2016