Проповедь на службе святым Праотцам

День равен ночи, темнота свету,
Число рождений числу смертей.
Жизнь в этом мире равняется смерти.
Что касается, например, муравьев или пчел,
С точки зрения биолога, понятие жизни
В полной или в достаточной мере
Неприменимо к одному существу,
Но только к муравейнику или улью.
По сравнению с жизнью муравья,
Жизнь муравейника – это вечность,
По крайней мере, совсем другое
Измерение бытия. Другая гармония,
Другая воля, новая целая жизнь.
Так вот, оказывается, с точки зрения Бога,
Это во многом так и по отношению
К людям. Вся полнота человечества
Объята в едином праотце Адаме.(1)
Человечество – это единый Адам,
И ветхий, и новый, и первозданный,
И возрожденный теперь во Христе.(2)
Однако, утрачено чувство единства.
Нам недоступно почти ощущение
Сопричастности друг с другом,
Совместного общего бытия.
Каждый погружен целиком в себя,
В свои интересы, желанья и цели.
В этом и заключается гордость –
Главное следствие грехопаденья.

Праотцы Адам, Авель, Сиф. Фреска Феофана Грека
Праотцы Адам, Авель, Сиф. Фреска Феофана Грека.

В падении Адам узнал о страдании
Так же, как и все его потомки.
Но оно могло бы быть закономерным,
Нести в себе черты справедливости,
Грех – страдание, согрешил – страдаешь.
Как обратная сторона и расплата.
В этом открывалось бы присутствие Бога
В человеческой жизни, и вера была бы
Намного более простым делом.
Но это присутствие – главный, заклятый враг
Для сил зла. Люцифер – «несущий свет»,
Некогда первый ангел, до своего падения,
По слову Григория Богослова,
Громогласный проповедник Святой Троицы,
В отпадении от Бога не утратил права
Несения божественного света.
Исказить его суть он не может,
Но, для того, чтобы убедить людей
Что Бога нет, он переиначил меру этого света
В жизни каждого человека.
И в мире воцарилась несправедливость –
Беспричинные страдания, боль и смерть невинных.
Несчастье добрых и благоденствие несущих зло,
Внезапная смерть всех живущих в одном месте,
Силоамская башня, Дрезден, Хиросима, мученье детей.
Мировой хаос кричит: Бога нет! Бога нет!
Все это непрестанно отражается в нашем сознании,
Люцифер хочет заставить нас принять это.
И, если смотреть наружу, на этот мир,
Сопротивляться этому невозможно.
В жизни мира увидеть
Смысл и справедливость нельзя.
Если упорно пытаться это сделать,
Просто сойдешь с ума.

Но в той частице духовного мира,
Которая называется твоей душей,
В своем духовном наделе
Сопротивляться мировому хаосу можно.
Мало того, верующий – это воин с хаосом.
И верующий должен быть воспитан
Для этой войны. Все остальное глупости.
Война эта начинается с предстояния
Пред весами радости и терпения.
Весы эти всегда находятся в равновесии.
Для человечества в целом, для того
Происшедшего от Адама всечеловека,
Которого видит Бог, меры радости и терпения
Равны. Как свет равен тени.
Но, для каждого в отдельности,
По воле сеющего хаос зла,
Они далеко не равны.
Про это еще говорят – судьба.
Поэтому страдание невинных детей,
Катастрофы и войны это то,
Что мы видим кругом.

Но против этого мы не бессильны,
Ибо мы можем брать с чаши самостеснения.
Здесь лежит и пост, и молитва,
И преодоление в себе неприязни,
Неосуждение, жертва ради другого,
Неискание своего, как принцип жизни,
Словом, все то, из чего состоит Христианство.
Если взять оттуда, весы придут в равновесие,
И с другой чаши в мир придут радость и мир.
И коснутся кого то непременно, хотя
Мы, скорее всего, мы не увидим кого.
Кто то выздоровеет, кто то удержится
От черного дела или безрассудного поступка.
У святых способность брать с этой чаши
Доведена до совершенства.
Поэтому и говорят, что мир стоит на них.
Если же брать из другой чаши,
Брать излишнее (наслаждение как цель),
Как стремление воли, а не как то, что
Должно приложиться и непременно приложится
На пути в небесное Царство,
Из другой чаши уйдет в мир боль, которую
Кто то будет претерпевать, может быть
И скорее всего, вовсе не понимая за что.

К тому же, мы можем дать свою
Любовь тем, кто много терпит и страдает,
И да будет любовь наша неподдельной,
Меняющей жизнь.
Страдание их вполне могло быть нашим,
Но страдают они и страдают за нас.
И это не метафора, реальность.
Се блажим терпящия,
По слову Апостола Иакова.

Апостолы спрашивали Христа о слепорожденном,
Кто согрешил, он или родители его,
Что родился слепым? И Он ответил,
Не согрешил ни он, ни родители его,
Но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
Так вот, дела Божии должны являться через
Христиан, через нас, через наш выбор
Между излишеством и самостеснением.
Ложный выбор или выбор лукавого
Увеличит в мире боль и страдание.
Верный выбор или выбор верного
Принесет в мир счастье. И только
Не спрашивайте, как это сделать,
Ибо, если знаешь зачем,
Всегда будешь знать как.
В этом заключается противостояние
Хаосу и царству смерти.
И в этом в жизни нашей всегда
Пребудут смысл, радость и красота.
Да поможет нам Бог! Аминь.

Блог автора

1 – Cв. Григорий Нисский, “Об устроении человека”.

2 – Прот. Сергий Булгаков, “Свет невечерний”.

Залишити відповідь