К вопросу о статусе и богословии “Мытарств Феодоры”

“Мытарства блаженной Феодоры” (святцы такой не знают), входящие в состав “Жития Василия Нового” – текст сомнительного происхождения и содержания. Догматически он неверен потому, что не оставляет места для Божия Суда. Спаситель сказал, что “Отец весь суд передал Сыну”, но в этой книжке весь суд вершат бесы. Христу остается только вручить медали победителям. Подобно тому как вручает медали победителям чемпионата глова спортивной федерации, сам, быть может, болевший за другую команду, но вынужденный так поступить по протоколу.


Происхождение этого “Жития” не вполне церковно и нравственно чисто по той причине, что Григорий, автор “Жития” в нем издевается над святым – константинопольским патриархом Николаем 5 Мистиком, который был “причислен к лику святых в греческой и римской церкви. В обеих церквах память патриарха чтится 15 мая, в день его смерти” (см. Попов Н. Император Лев 6 Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении. М., 1892,с. 190). В “Житии” же “имя этого патриарха Николая злонамеренно искажается в Агриколаос (“мужик”) и Эттилаос” (там же, с. 175).


Есть полезная книга Ирины Грицевской “Индексы истинных книг”. Оказывается, житие Василия Нового с мытарствами Феодоры на Руси XVI-XVII веков относили к апокрифам: “А Василии же новый и Андрей Уродивы и Мефодий Патрьский и странник подобает о сих вещаго и ведущаго вопрошати, аще истинна есть”. Именно в “Житии Василия Нового” содержится описание видений, подробно повествующих о посмертных мытарствах… 


В XIX веке св. Филарет Московский также предупреждал, что “Видения, имеющие свою истину, не всегда удобно обращать в общие догматы. Вы догматствуете о мытарствах, а потом приводите изложение посмертных состояний из св. Макария, который ни слова не говорит о мытарствах. Отсюда родятся затруднительные вопросы” (Письма московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843-1867. М., 1883. с. 62).


Ср. слова иеромонаха Серафима (Роуза): “Даже младенцу ясно, что нельзя буквально воспринимать описания мытарств, хотя сами описания – отнюдь не “вымысел” и не “басни”, а честный рассказ очевидцев в наиболее доступной для них форме. Если кому-то мерещатся буквальные мытарства, то лишь по незнанию причин той повседневной незримой борьбы, которую мы претерпеваем в мире сем. Здесь нас тоже постоянно ожидают соблазны и обвинители, да только дремлет наше духовное око и мы видим лишь результат бесовских козней – грехи, которые совершаем, и страсти, которым поддаемся. После смерти же душа прозревает, видит духовную действительность (обычно впервые), и тех, кто беспрестанно докучал нам при жизни” (цит. по: иеромон. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. М., 1995, с. 830;т при этом: преп. Никодим Святогорец: “Те, кто пустословил, что души умерших праведников и грешников сорок дней обретаются на земле и посещают те места, где они жили”, сеют предрассудки и мифы. Ибо такие утверждения “невероятны и никто не должен принимать их за истину” (цит. по Василиадис Н. Таинство смерти. Троице-Сергиева Лавра, 1998, с. 397)).


В 19 же веке цензор профессор Московской Духовной Академии П. С. Казанский боролся с подобными текстами: “Чаще издаются повести, полные самых странных чудес, одним словом, духовные романы о мытарствах, жития Андрея Юродивого, Иоанна Новгородского и т.п. Все эти сочинения представляются большей частью безграмотными. Сколько приходилось исправлять или останавливать книжек, направленных к распространению суеверных понятий в народе. Сколько раз ко мне приносили житие Киприана и Иустины, домогаясь пропуска. Совесть не позволяла, хотя из Четьи-Минеи выбрали. Ругатели духовной цензуры знают ли эту неустанную службу цензуры духовному образованию народа?” (Переписка проф МДА П. С. Казанского с А.Н. Бахметовой. Письмо от 8.2. 1868 // У Троицы в Академии. 1814-1915. М., 1914, с. 525).


Сегодня же именно эти “духовные романы” (дополненные уже прямыми “интервью” с бесами) заполонили церковные лотки.


Источник романа о мытарствах – это апокрифы, испытавшие влияние языческого герметизма. Именно там это сюжет логичен. Душа у гностиков и герметистов вне-космична (христиане с этим согласны). Она создаётся где-то в мире богов, неподвижных звезд. Затем эта душа входит в тело, но, попути она пересекает орбиты планет. А планеты это боги. И в зависимости от того, как близко эта планета, этот бог, будет к траектории движения этой души, настолько будет сильна эта его печать и его дар. Дар Венеры, Меркурия, Марса, Юпитера или Сатурна на эту душу. Эти космические печати воспринимается у гностиков и герметистов как зло, страсть, травма. И на обратном пути, когда человек умер, а душа возвращается в мир высших богов, она должна расплатиться с планетарными богами и стереть с себя их печать. 


Но мы бесам и планетам ничего не должны.

(Прим.: В Житии юродивого Андрея Константинопольского, написанном в 10 веке, “любопытен ряд пророчеств о грядущей судьбе империи, окрашенных чисто народными упованиями на лучшее время, на своего рода “золотой век” перед последним концом” (Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. – СПб., 1997, с. 219).


Блог автора

Цей запис має 69 коментар(-ів)

  1. Владимир

    Мытарства Феодоры – это к вопросу о том, откудо есть пошло католическое богословие – как оно может приживаться и на православной почве. Генезис такого "богословия" очень интересно и необходимо изучать, чтобы не делать чьи-то видения догматами Церкви. Это не единичный случай, но наиболее известный и неоспариваемый! – к большому сожалению…

  2. Николай, студент КазДС

    Считаю вообще вредной эту книгу для православного христианина, потому как все описанное в ней подвергает доверчивого, слабо разбирающегося в основах богословия, христианина (а чаще эта наши милые "белые платочки") к буквальному восприятию ада, как места изощренных пыток, различными видами и способами. Ад – бытие без Бога, т.е. небытие, как место без самого основания бытия, а точнее пребывание в состоянии невозможности удовлетворить страсть от нераскаянного на земле греха.

  3. Inquisitor

    Мытарства бл. Феодоры-это популярная версия для описания тайн загробного мира; но есть ещё две"версии"(беру этот термин в кавычки): богословксо-академическая и святоотеческая. Богословско-академическая версия изложена проф. МДА Осиповым, а свв. Отцы кратко об этом говорили. В одном из писем игумения Арсения(Себрякова)указывает на то, что лишь наши дела играют роль после выхода души из тела. Если, например, мужчина был пристрастен к женщинам-понимаете о чём речь,- то демоны, как только душа отрешилась от тела, являют ей"приятную"личину порока и душа в силу привычки грешить т. о. влечётся к мнимому предмету своей страсти. Это и есть мытарства. Можно сказать, что мытарства- это проверка на вшивость. Дьякону Андрею не нравится популярная версия мытарств. Необходимо учитывать как то, что эта версия имеется в Четьи- Минеях свт. Димитрия Ростовского, так и то, что свт. Димитрий списывал многие жития из рукописей, которые хранились в католических монастырях! Однако, как бы там не было, но свв. Отцы всё же цытируют описание мытарств бл. Феодоры:свт. Феофан Затворник, свт. Игнатий Кавказский(Брянчанинов), прп. Иустин(Попович)… Поэтому популярная версия может быть полезна простецу, а др. две- наумняченым. Можно ещё сказать, что мытарства, как чатсный суд, есть суд самообличения. Св. Григорий Богослов, упомянув в одном месте о кончине царя Констанция, замечает, что он переселился из здешней жизни, "принесши, как сказывают, бесполезное раскаяние при последнем издыхании, когда всякий бывает искренним судьёю самого себя, по причине ожидающего там судилища". Слово XXII, похвал. Афан. Велик. Т. II. Сущность уч. о мытарствах можно видеть в слове св. Кирилла Александрийского "о исходе души": "При разлучении души от тела, предстанут пред нами, с одной стороны, воинства и силы небесные, с др.- власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел…". Далее- об истязании за каждое дело. Однако св. Макарий Великий , едва только начинал речь о мытарствах, говорил: "земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных".Слово о исходе души. "Надобно представлятьмытарстване в смысле грубом, чувственном, а, сколько для нас возможно, в смысле духовном, И НЕ ПРИВЯЗЫВАТЬСЯ К ЧАСТНОСТЯМ, КОТОРЫЕ У РАЗНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ И В РАЗНЫХ СКАЗАНИЯХ САМОЙ ЦЕРКВИ, ПРИ ЕДИНСТВЕ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ О МЫТАРСТВАХ, ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ РАЗЛИЧНЫМИ"!!!

  4. Алёна

    Спасибо большое за статью. Развеяла многие мои недоумения.

  5. василий

    фанатики енавидяще наше предание святых хамящие всем несогласным обвиняют православных людей в ненависи Ну-ну

  6. Костя

    Хлопцы, от скажите-какой смысл в ваших комментах? абы токо поругаться? а что касается галин александровн (вживую незнаком-может это троглодит какой пишет)–то Апостол говорил "остерегайся бабьих басен". как говорил челвоек,которогог галина алексангдровна не уважает-прот.д.Андрей Кураев–ева в раю тоже сначала заповедь сама себе усложнила. а потом ещё и вопрос возник–чего ж мы согрешили…
    когда в комментах видна ненависть к будь кому–то это не православие. не любовь Божья. нельзя принять взгляды кришнаитов–но они тоже божьи создания. только люди,принявшие всем сердцем формальную сторону процесса(типичный пример-старообрядцы. они чуть не доктороа филологических наук…и такой оборот, и такой аорист…и не пешешествовал-а ходил…,а про смысл всего разговора в мелочах и забыли)–то это не православный человек. это просто-человек.пусть хоть на пупе себе крест осьмиконечный татуировкой нанесёт. или канонический приклеит

  7. кіномеханіку

    брате незважай хай собі меле ГО забагато честі. мені ось про що хотілобся з Тобою побесідувати. недавно зайшовши до церкви поставити свічку довелось побачити таке: в церкву стали сходитись батьки і вчителі дітей які здавали тестування. по їх поведінці було помітно що деякі з них часто відвідують церкву а інші не знали зовсім як себе вести думаю що вони потрапили до храму чи не вперше. і ось почався молебень. хай на словянській мові але звучали прохання за православну церкву за патріарха і архиєреїв і т. д думаю що ці прохання тобі відомі. З тропарів що співались вони мало що зрозуміли і стало помітно на їх обличчях нерозуміня роздратованість. Мовляв ми що прийшли молитись за ваших архиєреїв? мені стало якось не по собі . Бо постійні відвідувачі храму молились це було видно а "новенькі" нервово переминались з ноги на ногу. Молитва сама виривалась з серця: Господи, зглянься на цих людей хай не відвернуться вони від Тебе… і Ти знаєш, через короткий час священик який відправляв молебень відклав требник і своїми словами воголошував прохання про Господню допомогу дітям на іспитах. Про батьків які за них переживають. слова молитви неслись від усього серця відчувалось що священик дійсно переживає цю ситуацію разом з мирянами і моя молитва долучилась до спільної хоч я людина абсолютно стороння. нас всіх ця щира молитва обєднала . таке душевне піднесення не передати.
    з сльозами на очах усі щиро дякували священику за молитву з великою любовю підходячи до Святого Хреста. На цьому свою розповідь закінчу. знаю що Ти мене зрозумієш. Хай Господь тебе благословить.

  8. Галина Олександрівна

    Тут мене звинуватили в тому, що я пишу наклепи на Кіномеханіка. Але ж він, здається, скоро лусне від ненависті до Церкви. Фанатичний розкольник. Ось його слова: "те, що оунівці вбивали московських попів – я не буду заперечувати. Але вони не вбивали священників православної Церкви." Отож він навіть не вважає, що наші священники – то священники. Фанатизм, ненависть, брутальність… Розпалювання ворожнечі до християн новими фашистами.,.
    Вітаю всіх нормальних людей з Днем перемоги! Фашизм не пройде. Фашитстів вітаю з днем поразки. З вами буде те ж саме, що з вашими предтечами.

Залишити відповідь до Галина Олександрівна Скасувати відповідь