Письмо Гвиго II Картезианца к другу его Гервасию о созерцательной жизни

Данное письмо опубликовано в качестве приложения к книге Энцо Бьянки, игумена монастыря Бозе, о молитвенном чтении Священного Писания. Об авторе письма брат Энцо сообщает следующее: Гвиго II — один из первых картезианцев, тех безвестных, суровых монахов, которые жили в тени и молчании, погруженные в медитацию о «последней истине». Сведения о его жизни крайне скудны — несомненно, по причинам, обусловившим сдержанность источников; среди этих причин — стремление молчать о самих себе, свойственное духовному складу картезианцев. Мы знаем о нем только то, что в 1173…

Читати даліПисьмо Гвиго II Картезианца к другу его Гервасию о созерцательной жизни

СОВЕТЫ В ПОМОЩЬ «МОЛИТВЕ СЛОВУ»: Письмо брата Энцо, настоятеля общины Бозе, к брату Джованни

Продолжаем публиковать советы Энцо Бьянки, игумена монастыря Бозе, помогающие научиться молитвенному чтению Священного Писания - духовной практике, широко известной в древней неразделенной Церкви.  Дорогой Джованни, по меньшей мере каждое воскресенье, а то и каждый день во время литургии, в которой ты участвуешь со своими братьями и сестрами в местной церкви или в своей общине, ты слушаешь чтение Писания и затем приемлешь в дар проповедь, толкующую и связывающую с нынешним днем те тексты, что были тебе предложены. Так ты оказываешься перед живым и действенным Словом Божиим,…

Читати даліСОВЕТЫ В ПОМОЩЬ «МОЛИТВЕ СЛОВУ»: Письмо брата Энцо, настоятеля общины Бозе, к брату Джованни

Молитва Слову. Руководство к молитвенному чтению Священного Писания

Краткое наставление Энцо Бьянки, игумена монастыря Бозе (Италия), помогающее научиться древней христианской практике молитвенного чтения Библии. Более полное руководство также опубликовано на нашем сайте. 1. Проси Духа Святого Прежде чем приступить к чтению Писания, ПОМОЛИСЬ Духу Святому, чтобы Он снизошел на тебя, «открыл очи сердца твоего» и дал тебе узреть Лик Божий не в видении, но в свете веры. Молись с уверенностью, что будешь услышан, ибо Господь всегда посылает Духа Святого тому, кто Его призывает со смирением и кротостью. Если хочешь, молись так:…

Читати даліМолитва Слову. Руководство к молитвенному чтению Священного Писания

Стучитесь в молитву, войдете в созерцание

По поводу этой предельной точки, цели молитвенного чтения, мы будем крайне немногословны, полагая, что очень трудно определять и указывать такой момент, который различен у разных людей и который есть результат, а не следствие молитвы Слову. На самом деле все, что мы до сих пор описывали, уже представляет собой одну из форм молитвы, но на этом этапе читающий должен осознать это обстоятельство и больше чем когда-либо ощутись себя стоящим на молитве. (Эта статья — продолжение книги Энцо Бьянки, игумена монастыря Бозе в Италии, о…

Читати даліСтучитесь в молитву, войдете в созерцание

Lectio Divina: Ищите в чтении, найдете с медитацией

Если верно, что надо уметь молиться, то столь же верно и то, что надо уметь читать. Чтение, по преп. Кассиану Римлянину, должно вести к пониманию, к постижению Писания, к истинному знанию. Но прежде чем говорить собственно о чтении как этапе молитвы Слова, нужно остановиться на кое-каких необходимых составляющих его аутентичности. (Эта статья — продолжение книги Энцо Бьянки, игумена монастыря Бозе в Италии, о практике молитвенного чтения Библии. Читайте также предыдущую главу.) Прежде всего, чтение требует определенного времени: верующий должен распределить свое время так,…

Читати даліLectio Divina: Ищите в чтении, найдете с медитацией

Lectio Divina: Воспитание в молитвенном чтении

Среди самых настоятельных увещеваний, раздающихся из уст Отцов Церкви, — предостережение не обмирщвлять Писание, не делать из него предмет умствования или познания ради познания, ибо такими делами может заниматься и атеист, тогда как верующему известно, что он, взяв в руки Писание, может понять прочитанное только благодатью Божией. Таким образом, исконный и надлежащий способ читать Писание в осенений благодати — это молитвенное чтение. (Эта статья - продолжение книги Энцо Бьянки, игумена монастыря Бозе в Италии, о практике молитвенного чтения Библии. Читайте также предыдущую главу.)…

Читати даліLectio Divina: Воспитание в молитвенном чтении

Lectio Divina: От литургии Слова к молитвенному чтению

Продолжаем публикацию книги Энцо Бьянки, игумена монастыря Бозе в Италии, о практике молитвенного чтения Библии. Читайте также предыдущую главу. Слово Божие, обращенное к библейским авторам, было записано не для того, чтобы предоставить верующим некий застывший свод, но чтобы Писание всегда могло становиться Словом. Особое место, где Писание становится Словом, — это литургия. Свидетельство о том, как это происходит, мы читали на странице из Неемии и на странице из Луки, посвященной синагогальной традиции, которой следовал Иисус в Капернауме. В литургии Слово становится живым и…

Читати даліLectio Divina: От литургии Слова к молитвенному чтению

Молитвенное чтение Священного Писания: Слово Божие, литургия Слова

Продолжаем публикацию книги Энцо Бьянки, игумена монастыря Бозе в Италии, о практике молитвенного чтения Библии. Читайте также первую главу. 2. Слово Божие Писание, содержащее Слово Божие, ни в коем случае не следует воспринимать в духовной жизни как некий идеологический трактат или видеть в нем только книгу, на которой основаны только богословие да обучение катехизису. Писание — это обращение Бога к человеку, призыв к личности познавать Бога лично, соединиться с Христом и жить для Него, а не для себя. Поскольку Писание передает нам Слово…

Читати даліМолитвенное чтение Священного Писания: Слово Божие, литургия Слова

Молитвенное чтение Священного Писания. 1. Понятие о Слове Божием сегодня

Начинаем публикацию книги Энцо Бьянки, настоятеля монастыря в Бозе, Италия, "Молитвенное чтение Священного Писания. Молитва Слову" (М.: Путь, 1997). Перевод с итальянского Ю.А. Гинзбург, редактор издания М.А. Журинская. Читайте также предисловие к книге архим. Иосифа (Пустоутова) Слово Божие после многовекового изгнания вновь заняло подобающее ему центральное место в жизни Церкви; это неоспоримая истина. В сущности, можно говорить об обретении заново Слова Божия верующими, которые на протяжении столетий не знали Писания, не вступали с ним в непосредственное общение и не имели возможности соприкасаться со…

Читати даліМолитвенное чтение Священного Писания. 1. Понятие о Слове Божием сегодня

Исповедь как сочувствие?

Уже много копий сломано на тему исповеди. Зачем она, почему перед причастием, насколько задолго и часто, и т.д. Обычно об исповеди пишут священники. А вот взгляд мирян на это таинство редко когда принимается во внимание. И хотелось бы затронуть такой аспект как качество принятия священником исповеди. Но раб не пребывает в доме вечно Ин. 8:35 Утром в храме на литургии людям между собой общаться не принято. Кроме одного случая: когда двое – священник и прихожанин – встречаются на несколько минут для разговора «не…

Читати даліИсповедь как сочувствие?

И снова о связи между исповедью и причастием. Конкретизация позиций

История Церкви знает несколько волн дискуссий о частом причащении и подготовке к нему. Однако в последнее время дискуссии в большей степени были сосредоточены на выяснении связи между исповедью и причастием, а от тона этих дискуссий сложилось впечатление о формировании двух враждебных лагерей, которые никак не могут согласоваться по данному вопросу. Эти "противоположные лагеря" практически друг с другом не общаются, но лишь нападают друг на друга – в большей или меньшей степени по-братски и, как правило, без убедительных исторических и канонических аргументов. Одни цитируют…

Читати даліИ снова о связи между исповедью и причастием. Конкретизация позиций

Исповедь перед Причастием: во что превращается таинство?

Публикуем вторую часть статьи Кирилла Емельянова о таинствах Исповеди и Причастия в контексте современной приходской жизни. Читайте также первую часть. Процедурный кабинет Интересно, что таинство покаяния сегодня в практике РПЦ — это даже не столько кордон, на котором отсеиваются "недостойные", сколько просто необходимая процедура для допуска к Чаше. То есть в большинстве случаев (особенно это касается постоянных прихожан) важно подойти и что-то сказать, в чём-то покаяться — и тогда "ок!" — тебя допускают. В Москве есть одна организация, расположенная на территории бывшего советского…

Читати даліИсповедь перед Причастием: во что превращается таинство?

Исповедь и причастие: два в одном или одно и другое?

За полушутливым заголовком скрывается довольно серьёзная тема: допустимо ли участие в литургии в форме просто присутствия на ней или же необходимо всякий раз причащаться? И как тогда быть с исповедью? Введение. Pro et contra В России в Православной Церкви сложилась практика, согласно которой желающий причаститься на литургии должен непременно исповедаться. Это знает почти всякий наш соотечественник — даже, наверное, тот, кто не ведает, как лоб перекрестить. Но вот то, что перед причастием исповедь обязательна — это знают почти все. В этом сообщении я…

Читати даліИсповедь и причастие: два в одном или одно и другое?

Старец Иоанн Крестьянкин, святитель Феофан Затворник и патриарх Кирилл о частоте причащения

В 18-м номере журнала "Благодатный огонь" напечатана статья прот. Андрея Правдолюбова, в которой автор пытается критиковать практику частого причащения, которая последние годы все более возрождается в нашей Церкви. Саму норму причащения за каждой воскресной и праздничной литургией автор клеймит как "сверхчастое" причащение. Главную опасность при частом причащении автор видит в "привыкании к святыне", потере благоговения и усердия к подготовке к принятию этого Таинства. В качестве полемики с прот. А. Правдолюбовым, статья которого перепечатана сайтом "Русская народная линия", предлагаем материал Александра Брусиловского. Обсуждаемая статья…

Читати даліСтарец Иоанн Крестьянкин, святитель Феофан Затворник и патриарх Кирилл о частоте причащения

Причащение – не индивидуальный акт, но общинное действие

Причащение является венцом и конечной целью Божественной литургии и, соответственно, нашего участия в богослужении. Только через причащение это участие может быть полноценным. Мы подчеркиваем эту вещь именно потому, что на практике и в современном менталитете это понимание почти полностью утрачено. В наши дни, когда повсеместно на литургии причащаются только священнослужители, причащение верующих представляет собой уже не постоянную, но случайную и, следовательно, второстепенную цель литургии. Однако у своих истоков литургия была немыслима без причащения верующих – разумеется, тех, кто достойно готовился. Таким образом, таинство…

Читати даліПричащение – не индивидуальный акт, но общинное действие

“Не верю в веру того, кто причащается один раз в год”

Продолжая тему частоты причащения, предлагаем читателю перевод отрывка статьи "Евхаристия в Православии" румынского священника из Парижа о.Юлиана Нистя. Я за частое причащение, а не за такое, которое совершается раз в год. Я не верю в веру того, кто причащается единожды в год. Если у тебя есть возможность причащаться часто, почему ты причащаешься редко? Кто-нибудь скажет: из-за моих грехов. Не думайте, что те, кто редко приступает к Чаше, причащаются лучше тех, кто чаще принимает Святые Тайны, так как редко причащающиеся не проводят все это…

Читати далі“Не верю в веру того, кто причащается один раз в год”

Отказ на долгое время от причастия может быть признаком поверхностной духовной жизни

Вопрос о частоте причащения – одна из основных тем публикаций на нашем сайте. Сегодня предлагаем читателям перевод интервью митрополита Германского Серафима (Жоантэ) для "Ziarul Lumina". Нюрнберг, 4 июля 2011 года. Беседовал диакон Джордже Адриан Аникулоае. - Почему нам следует принимать Святые Тело и Кровь Христовы? Как на нас влияют таинства? Можем ли мы спастись без причащения? Что вы говорите тем верующим, которые не хотят причащаться? - Без причащения Святых Таин мы не можем по-настоящему жить во Христе, не можем иметь в себе жизни.…

Читати даліОтказ на долгое время от причастия может быть признаком поверхностной духовной жизни

О «новых» или давно забытых старых способах очищения грехов

В продолжение темы, поднятой в статье священника Вадима Коржевского "Прощение грехов. Только на исповеди?" публикуем еще одну статью того же автора, где вопрос о способах прощения грехов рассматривается более подробно. Вот и закончилась первая неделя Великого Поста. По благочестивой русской традиции многие верующие посвятили это время говению, [1] которое отличается от обычного пощения «большей строгостью касательно пищи и сна и тем, что всегда соединяется с другими благочестивыми занятиями, каковы: прекращение житейских забот и дел, сколько можно, чтение святых книг, неопустительное хождение в церковь…

Читати даліО «новых» или давно забытых старых способах очищения грехов

Прощение грехов. Только на исповеди?

Первой добродетелью покаянного подвига является исповедь греха и своего греховного состояния перед Богом, собой и людьми. Исповедь – это естественный способ выражения покаяния как осознания своей греховности. От избытка сердца глаголят уста (Мф. 12; 34). Кого постоянно мучают греховные страсти, тот и постоянно о них думает, переживает и хочет их исповедать. Необходимость исповедания своей греховности признавалась еще Ветхим Заветом (Числ. 5; 7). И св. Иоанн Предтеча, готовя народ к принятию Сына Божия, требовал от них исповеди грехов (Мф. 3; 6), называя это достойным плодом покаяния (Мф. 3;…

Читати даліПрощение грехов. Только на исповеди?

У меня зазвонил телефон…

Подходит человек к Святому Причастию, а сотовый забыл выключить. И тут неожиданно для всех раздается громкая мелодия звонка его телефона со словами: «Бесы, бесы в душе моей!» (слова из песни рок-группы «Ария»). Как батюшка только Чашу удержал! (Случай из жизни.) Чего только не услышишь сегодня от телефона, который для многих становится «зеркалом души». И попсой ноет «мобила», и шансоном гнусавит, и хэви-металом грохочет. И ладно бы только у людей светских – у всех свои музыкальные вкусы, любовь к неожиданным звукам свойственна иногда и…

Читати даліУ меня зазвонил телефон…