Духовность воцерковления: подводные камни

В редакционном почтовом ящике сегодня лежало письмо. Его автор спрашивала совета в своей жизненной ситуации. Поскольку подобные вопросы могут быть актуальны для многих читателей нашего сайта, с разрешения автора письма публикуем ее вопрос и ответ редактора протоиерея Андрея Дудченко.

Доброго времени суток, отец Андрей!

Я больше года встречаюсь с мужчиной, православным христианином. (…) Мой новый друг хороший интересный человек. Только вот он довольно категоричен в вопросах православия. Особенно в таком “тонком” вопросе как десятина. Я совсем недавно пришла к вере, только год назад первый раз исповедалась и причастилась, сейчас стараюсь и пытаюсь разобраться во многих новых вопросах, касающихся Церкви, таинств, богослужений, веры вообще. Мне очень трудно порой, потому что информации очень много, понять умом многие вопросы просто невозможно, духовника у меня нет, да и к приходу какому-то одному пока не “прибилась” толком. Мой же друг прошел путь более долгий, в церкви лет 15, начитан,у него есть духовник – монах (у него есть свой приход в одной деревушке), с которым они очень близки духовно и он во всем ему авторитет. Мы могли бы ходить в одну церковь, вместе идти ко спасению, хотя живем в разных городах. Но тут есть вот этот вопрос – разногласия в вопросах веры.

Так вот. Мой друг утверждает, что основное, что отличает верующего от неверующего, – это вопрос, платит ли он десятину. Это как доказательство любви Богу (“вера без дел мертва”). Каждый верующий должен делать этого, в благодарность Господу что он дал нам ВСЕ. Все те, кто этого не делает – халявщики и лицемеры. Да, я многих вещей не знаю, но когда он что-то утверждает, это звучит как осуждение, сарказм, обличение и этим вызывает недоверие и даже отторжение порой. Я к этому вопросу, как и ко многим другим, пока не сложила своего отношения, мне очень сложно многое принять, я даже порой не уверена, люблю ли я Бога, умею ли любить вообще. Прошу у Господа научить меня любить и доверять ему, прошу спокойствия и мира в душе. Мое продвижение ко спасению идет очень медленно, по другому у меня не выходит: только мне кажется: достигла какого то спокойствия, мира, – снова падаешь… Когда мой друг начинает снова и снова буквально “наседать” с этим вопросом (для него это, видимо, принципиальный вопрос, который является как бы “тестом”, и от этого зависят наши дальнейшие отношения), а также и с другими категоричными заявлениями – у меня происходит такое смятение, что я не могу ни спать, ни делать свои обычные дела… Последнее, что он заявил после прочтения книги “Нравственное богословие” (ему ее дал его наставник), – что я неверующая, у меня нет свободы, воли, и я поступаю безнравственно и по отношению к себе и к Церкви, и мне вообще нельзя с ним говорить о Боге…

Для меня он стал близким человеком, в целом он мне нравится, и я не хотела бы, чтобы вопрос веры становился камнем преткновения. Но врать я тоже не могу ни себе, ни ему. Когда я с ним не соглашаюсь в каких-то вопросах – он очень сердится, грубит и говорит, что я ему перечу, что женщина не должна высказывать свое мнение, а быть покорной и доверять своему мужчине. Понимаю, что во многом он прав, и такое рвение в “воспитании” может указывать на неравнодушие… а мне нужно учиться смирению.

Мне бы хотелось сохранить отношения, но я опасаюсь, что это будет в ущерб мне – я просто смиряюсь и терплю, чтобы не было конфликта, потом переживаю, думаю, ищу ответы… но вопрос возникает снова и снова. Остается только уповать на Бога и молиться о помиловании.

Прошу прощения за многословность, буду рада, если ответите.
Спаси Господи!
С уважением, А.

Ответ:

Здравствуйте, А.!

Религиозная вера может не только исцелять человека и вести его ко спасению, но и калечить – вспомните фарисеев, которые внешне были очень благочестивыми людьми, но именно в их адрес направлены самые резкие слова Иисуса в Евангелии. Легко “набраться” внешнего в религии – научиться соблюдать обряды, поститься, молиться, подыскать удобные для своей позиции цитаты – и вот уже выглядишь “воцерковленным” человеком, считаешь возможным учить других и ставить их на место. По вашему рассказу мне кажется, что именно это происходит с вашим другом.

Вероятнее всего, способствует этому и его духовник. Меня очень настораживают духовники из монашества: очень мало знаю хороших примеров. Чаще, к сожалению, горе-духовник стремится подчинить себе волю пасомых, сделать их управляемыми, а вопрос о десятине – это же просто золотое дно для того, кому эта десятина идет!

Да, в Библии есть принцип десятины, со времен Авраама. Но если рассматривать нынешнюю церковную жизнь, то в ней десятина давным-давно перестала быть обязательным правилом. Особенно учитывая экономическую ситуацию прихожан: требовать, чтобы пенсионеры непременно отделяли от своей нищенской пенсии 10% – по меньшей мере странно.

И немаловажный вопрос: на что расходуется эта десятина? В древней Церкви пожертвования расходовались преимущественно на социальное служение: церковь за счет пожертвований кормила бедных и содержала приюты для странников и бездомных. Сейчас чаще всего пожертвования идут на благосостояние духовенства. Конечно, священники питаются от своего служения, но когда это переходит разумные пределы и превращается в роскошь и пир за счет бедных – это уже получается карикатура на Евангелие.

Основа духовной жизни – это смирение перед ближним. Вашему приятелю для его духовной жизни было бы гораздо полезнее не призывать вас к смирению, а показать это смирение самому, и прежде всего – в отношениях с вами 🙂 А книгу “Нравственное богословие” если и читать (не помню более скучного предмета в семинарии!), то уж точно не для того, чтобы, вооружившись знаниями, более изощренно осуждать ближних!

Все нравственные нормы надо прилагать прежде всего к себе самому и требовать их исполнения от себя. Иисус нам заповедовал быть светом для мира, светить тем, кто вокруг нас, а не фейерверком, от которого света мало, а искр вокруг сыпется – хоть отбавляй.

С уважением,
священник Андрей

Google

Цей запис має один коментар

Залишити відповідь