Из последних бесед

На каждой стадии нашего духовного развития и роста мы можем вмещать и знать только то, что соответствует нашему уровню. Бог безграничен, Его глубина неизмерима, а свет, исходящий от Него, таков, что св. Григорий Нисский мог сказать: «Этот свет есть божественная тьма, поскольку, когда я пытаюсь узреть его, я слепну». На каждый момент мы можем сказать: «Всё, что я знаю, это из опыта; сверх того – пока не знаю, но другие могут знать». Это верно даже для нас самих, отдельно взятых, для опыта, который каждый из нас имеет в отношении людей, жизни, Бога, Церкви, таинств, и он очень различен и также, более или менее, бесконечно разнообразен. На каждой стадии мы есть те, кто мы есть сегодня, со всей нашей верой и целостностью, поскольку это единственный путь, по которому мы можем выйти за пределы этого. Если мы не верны самим себе сегодня, мы не сможем возрасти до завтра, в котором мы будем верны себе или Богу. И есть что-то удивительное в вопрошании, в понимании пределов нашего знания, опыта, и в удивлении от того, что этот опыт, каким бы он ни был малым, так богат и глубок.

Я могу привести вам пример. До моего священства я учился наукам и потом медицине. И я вспоминаю профессора Кюри, который в своих лекциях говорил нам, что мы должны проводить наши исследования очень старательно, со всей честностью, не пытаясь предвосхитить ответ, который мы еще не получили, но, когда мы составили полный образ того, что мы искали, первое, что мы должны сделать, это сказать: «Это верно на уровне, который я достиг на сегодня, теперь же пусть это будет под вопросом». Чтобы начать, мы собираем все факты и всё наше понимание в полную картину, и сейчас приходит время, чтобы посмотреть на то, что неполно и несовершенно в этой картине, на недостатки в ней, и, если необходимо, взорвать этот полученный нами гармоничный образ, потому что только после этого он может нам открыться для более широкого и глубокого познания.

Это то, что делает ученый. Когда он получил ясный образ на достигнутом этапе, он спрашивает себя: а что неверно в моих рассуждениях? Был ли я предельно честным в построении этого образа? И не скажет ли он: «Да, но теперь поищем те факты, которые подорвали бы его, поскольку мой образ слишком мал для отражения реальности». Это, я убежден, дело чрезвычайной важности, поскольку оно применимо к нашим отношениям с людьми, к их образу, который у нас есть, и это применимо также к нашему пониманию Бога. На каждом этапе наше знание Бога может быть верным, но оно будет верным для данного момента, который соответствует нашей духовной широте и глубине, нашему росту. И мы должны радоваться о том, что мы знаем. Я знаю, что постепенно придут новые элементы в наше понимание, и что образ Бога станет бесконечно более удивительным и бесконечно более озадачивающим. И мы не должны бояться говорить: «Господи, я думал, что я понимал, но я больше ничего не понимаю. Что мне теперь делать?». И ответ такой – живи, живи молитвой, живи общением с другими людьми, живи в глубоком общении с самим собой, в цельности, в честности, не пытайся сохранить тот образ, который был столь красивым и утешительным, поскольку раз ты однажды усомнился в нем, это значит, что ты перерос его, – не реальность Бога, конечно нет! – а тот образ, который у тебя из нее сформировался. И вопрошание здесь приходит как часть нашего духовного роста, нашего открывания Бога, нашего растущего познания Бога.

Время от времени, когда я говорю подобным образом, кто-то скажет: «Как печально. Это значит, что я так беден в моем знании себя, в знании людей вокруг меня? Как я могу радоваться?». И ответ, я уверен, такой: на каждой ступени ты наполнен, ты полон и ты можешь возрадоваться и сказать: «Каков бы ни был я сейчас незрел и мал, я могу знать Бога, как я знаю, я могу поклоняться Ему, как я делаю, я могу обращаться к Нему, как я могу или делаю это, но как удивительным может быть то, когда, созрев, я перерасту мои нынешние условия, и моё знание Бога увеличится, станет шире и глубже, а моя радость о Нем возрастет еще!».

Итак, наличие вопросов и сомнений – не недостаток веры. Вопрошать и сомневаться может тот, кто вправду имеет веру и доверие, чтобы сказать: «Всё, что я знаю, все образы, которые у меня сформировались, всё, что я слышал и читал, всё, что вошло в меня, есть ничто по сравнению с шириной, глубиной, высотой и величием живого Бога, и как это замечательно, что я понял, что мой образ верен, но это детский образ, который постепенно станет богаче с годами и со временем».

И сейчас я хотел бы сказать еще немного. Знание, которое у меня есть сегодня, может меня наполнить до краев, но оно наполняет меня до краев только тогда, когда я живу в соответствии с тем, что мне уже было дано. Только оно сокрушит меня, если моя вера не становится верностью, потому что, если я не верен тому, что я уже знаю, тому, кто я уже есть, я не могу расти дальше, пока что-то катастрофическое не постигнет меня, не потрясет меня до основания, поставив меня самого всего под вопрос. Это очень важно понять.

Перевод с английского священника Филиппа Парфенова по изданию: On the Light That Shineth in the Darkness, 2010.

Залишити відповідь