Лень

Каждый из нас лентяй – или надеется стать им



Сэмюэль Джонсон


“Во дни печальные Великого Поста” (с) каждое утро наше начинается с одного и того же прошения “дух праздности … не дай ми…”. Собственно, именно этому нас учили с самого раннего детства все, кто окружал нас – родители, близкие, учителя. Лень в глазах наших родителей и учителей была одним из худших пороков, а правильно воспитываемый ребенок в теории не должен был иметь ни секунды свободного времени, чтобы ни в коем случае не предаться какой-нибудь глупости.


Драмкружок, кружок по фото, музыкальная школа, каток, спортивная секция, иностранный язык. Дома – множество самых разных обязанностей, иной раз действительно необходимых, иной раз просто исполняющих роль наполнителя времени. Лишь бы только чадушко не приучалось к безделию и тунеядству…


Спору нет, навык трудиться необходимо любому человеку. Собственно, в этом и состояла самая первая заповедь, данная человеку после изгнания его из райского сада – в поте лица своего будешь зарабатывать хлеб свой. И, что греха таить, сами мы далеко не всегда в этом вопросе бываем на высоте, причем касается это и обычных повседневных занятий, и духовной жизни, и помощи ближним, и самообразования, и еще многих и многих сторон жизни. И часто бывает так, что мы не находим в себе сил заняться тем или иным делом, пытаемся принуждать себя, находить какие-то стимулы, или чем-то припугивать, а воз все стоит на одном месте. И никакие наши самообвинения в лени не помогают с проблемой справиться, а только наоборот, усугубляют ситуацию нестерпимым чувством собственной вины и бессилия.


Так в чем же тут дело? Давайте попробуем разобраться и понять, всегда ли наша неспособность заняться каким-то делом объясняется именно ленью, или могут быть и какие-то еще причины. Ведь, что греха таить, бездействие, чужое или собственное, нам, как правило, представляется именно праздностью, а удержаться хотя бы от мысленного осуждения лентяя ой как сложно.


Вообще, практически у всех у нас есть одна очень большая сложность – мы плохо умеем разбираться в тех ощущениях и сигналах, которые посылает нам организм, и сильно путаемся в понятиях. Поэтому очень часто под словом “лень” понимаем то, что собственно ленью никоим образом не является.


Одной из очень распространенных проблем, особенно в крупных городах, стал синдром “выгорания”. Неестественно длинный рабочий день, долгая дорога на работу и домой, высокий уровень профессионального стресса, “вторая вахта” с домашним хозяйством и маленькими детьми – все это приводит к тому, что наша психика начинает стремительно истощаться. Плюс к этому действует еще и тот фактор, что современный горожанин получает за день информации чуть ли не больше, чем его прадед за всю жизнь.


Мы просто не осознаем этих ежедневных мельчайших сигналов, а ведь каждый из них оттягивает на себя крошечку нашего внутреннего ресурса. Подумайте сами – каждое увиденное в толпе лицо, каждый услышанный обрывок разговора, музыка, долетающая из чьих-то наушников, рекламные плакаты на обочинах улиц и бортах автобусов – каждый из этих факторов привлекает к себе наше внимание. Мы просто научились не допускать большинство из них до осознания, но ведь в фоновом режиме они все равно на мозг воздействуют и перегружают его.


А мы еще плюс к этому смотрим телевизор и ходим в кино, слушаем радио и читаем новостные сайты. Да еще общаемся на форумах и в блогах, где тоже принимаем в себя массу информации, касающейся частной жизни десятков и сотен других людей. В итоге наш мозг и наша психика просто-напросто запредельно устают. И в один “прекрасный” момент у человека просто “срабатывают предохранители”, он теряет интерес к окружающей жизни, и иногда не чувствует в себе внутренних сил даже для простейших дел.


Называть это состояние ленью крайне опасно. А еще опаснее пытаться силой заставлять себя преодолеть свои ощущения и снова впрячься в дела. Если ситуация дошла до такого состояния, тут уже пора бегом к доктору, на щадящий режим, пить витамины и общеукрепляющие, и отдыхать-отдыхать-отдыхать. К счастью, обычно организм начинает подавать сигнала задолго до того, как наступает серьезное выгорание. Физиологи называют это состояние “охранительным торможением”.


Суть его в том, что на ровном месте на человека вдруг нападет непреодолимое желание бросить все дела и посвятить себе хоть несколько часов в блаженном ничегонеделании, незапланированном сне, побеге “в Сеть”, или еще чем-то любимом и расслабляющем. Кстати, чаще всего это желание настигает трудоголиков, живущих и работающих на износ. Трудоголизм, кстати, сам по себе свидетельствует о том, что у человека существует множество нерешенных внутренних проблем, от которых он либо убегает, чтобы не думать, либо запредельными нагрузками обеспечивает себе ощущение “я хороший, я имею право на существование”.


И вот бедный трудоголик попадает в объятия “лени”. Дальше как бы ситуация не повернулась, ему не позавидуешь. Ибо если трудоголик поддастся потребности отдохнуть, его подстерегает чувство вины за то, что он позволил себе расслабиться. А если он не позволяет и начинает героически преодолевать свою немощь, то эффективность его труда все равно получается недостаточной. Соответственно, трудоголик начинает работать еще больше, чтобы наверстать упущенное, устает еще сильнее, фрустрируется от низких результатов своего труда, да еще нещадно подрывает собственное здоровье.


Так что давать себе полный отдых время от времени просто необходимо. А если это не получается или не удается избавиться от чувства вины за периоды не-работы, то тут уже необходима помощь специалиста. Ну и с трудоголизмом тоже разбираться нужно, какие проблемы его вызвали, и как с ними справляться более щадящими методами.


А еще могут быть и такие ситуации, когда человек после серьезного потрясения (например, смерти близкого человека), или в начальной фазе тяжелого заболевания, или в состоянии психологической травмы не может вернуться к нормальному ритму жизни. И здесь тоже обвинять человека в лени совершенно некорректно, ему это не только не поможет, а, наоборот, только ухудшит его состояние.


А еще бывает так. Допустим, в более ранние годы человек пережил серьезную травмирующую ситуацию, а может, и не одну. И не было у него сил на то, чтобы разобраться с этими бедами в тот самый момент, когда они возникали. Обычно в такой ситуации все воспоминания о травмировавшей ситуации задвигаются, вытесняются куда-то на периферию сознания, и там насильственно удерживаются, чтобы снова не переживать этот ужас и эту боль. Но проблема в том, что на такое удержание на самом деле уходит неимоверно много сил, которые человек заимствует из своей повседневной жизни.


И чем больше было в его жизни моментов, которые он так и не прожил до конца, и о которых старается не думать, тем меньше сил у него остается на то, чтобы жить сегодняшней реальной жизнью. В этом плане как раз невероятно опасны советчики и утешители, которые в трудные моменты жизни говорят человеку “не плачь”, “не думай об этом”, “отвлекайся на что-то хорошее”. Чаще всего под советами такого рода лежит как раз не забота о страдающем человеке, а банальный эгоизм, не способность выносить чужие слезы, боль и горе. А страдающему как раз и нужно выплакаться до конца, прожить свою боль, смириться с потерей и невозможностью исправить ситуацию. Только после того, как работа горя завершится, человек может вернуться к полноценной жизни.


А если мы раз за разом прерываем, не даем себе до конца прожить горестную ситуацию, то потом долгие годы несем ее незавершенную в себе. И прожить тоже боимся, чтобы снова не испытать той острой боли, поэтому тратим неимоверно много сил на то, чтобы не выпускать боль наружу… Вот и получается, что мы зависаем в своих старых проблемах, а сейчас жить нам просто нечем, ресурса нет.


Из этой ситуации выходить можно по-разному. По себе могу сказать, что с какими-то эпизодами я справилась сама, с какими-то с помощью духовника и друзей, а с какими-то только с помощью и поддержкой умного и грамотного психотерапевта. Но выходить нужно, иначе ситуация сама собой все равно не решится, увы.


А ведь бывает еще и так. Допустим, человек действительно пытается чего-то добиться, усилия какие-то прилагает, а дело не идет и все. И тут встает вопрос – а чьих целей он пытается добиться, своих собственных или навязанных ему кем-то извне? Для чего, скажем, ему кандидатская диссертация нужна – чтобы результаты своей научной работы оформить, или просто чтобы “остепениться”, потому что иначе в глазах близкого окружения ты не человек? Во времена моей юности ходила такая фраза: “Ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан”. И я знаю немало людей, кому следование этому принципу очень сильно испортило жизнь, потому что диссертация делалась не для себя, а для мамы, папы или мужа, потому что иначе невозможно было получить их уважения и позитивной оценки.


Так что тут в первую очередь надо с собой разбираться – а сам ли я хочу добиться этого результата, или мне мама с папой внушили, что я должен этого хотеть. И если это не мое желание, то где же тогда мое? Кто я, чего я хочу от этой жизни, чем хочу заниматься и ради какого результата?


К сожалению, у нас пока что самоанализ не слишком в чести, а жаль. Потому что если честно отвечать себе на всевозможные “Почему?” и “Чего я хочу?”, картина может сложиться весьма неожиданная. Допустим, молодая жена укоряет себя за лень и нежелание мыть после ужина посуду. Да, вполне возможно, ей этого просто не хочется делать, а хочется посидеть с книжкой на диване или заняться чем-то творческим.


Но ведь может быть и иначе. Я все-таки придерживаюсь той точки зрения, что лень на пустом месте не возникает. Если возникло ощущение, что делать что-то “лень”, это хороший повод позадавать себе вопросы – что случилось? Почему мне сейчас так трудно сподвигнуть себя на это дело? Есть ли какие-то скрытые причины, которых я пока не осознаю? Насколько критично в данный момент сделать или не сделать это? Можно ли отложить дело на попозже а пока удовольствоваться компромиссным решением?


Допустим, мне действительно интереснее писать статью, нежели мыть посуду. А почему? Только ли дело в самом творческом процессе или мне важно, чтобы статья была опубликована, чтобы я получила свою дозу общественного внимания и одобрения? Может быть, публикация статьи хоть немного, но повышает мою самооценку? Естественно, банальное мытье посуды лишено таких бонусов и потому менее привлекательно. Так может, дело в том, что мне не хватает поддержки и одобрения со стороны мужа, его позитивных откликов по поводу моего ведения домашнего хозяйства? А если бы он почаще говорил, как ему нравится наш чистый уютный дом, у меня было бы больше стимулов заниматься хозяйством, потому что мне приятно радовать мужа.


И вот дальше уже можно делать выводы о том, что стоит за данным конкретным приступом лени – усталость, нехватка поддержки со стороны мужа, мое тщеславие и желание журналистской славы? Что мне сейчас нужно – прижаться к мужу и получить от него поддержку и тепло, или под новым углом зрения оценить свое поведение и увидеть какие-то греховные проявления, которых раньше не замечала?


А может, меня в детстве постоянно критиковали за плохо помытую с родительской точки зрения посуду, поэтому у меня закрепилось опасение, что будут ругать? И мытье посуды подсознательно накрепко связано с негативными ассоциациями.


А может, банально не нравится запах моющего средства, вызывает аллергию или напоминает какие-то противные ситуации? Или по каким-то причинам ощущение грязной жирной посуды вызывает невыносимую брезгливость?


В любом случае обязательно нужно разобраться: а самому человеку нужна та работа, которую он должен сделать? Скажут ли ребенку за помощь хотя бы простое спасибо? Понимает ли подросток, зачем лично ему надо учиться, или делает это из-под палки только для родителей? Хочется ли жене наводить порядок в доме, в котором она не хозяйка? Приятно ли мужу быть у жены “на посылках”, особенно если супруга выступает с позиций не партнерских, а командирских или материнских?


А ведь у каждой обнаруженной проблемы есть решение. И после того, как оно найдено, в будущем с аналогичными сложностями справляться будет уже куда легче. В общем, если навалилась лень, есть смысл с ней побеседовать – зачем она пришла и что сказать хочет. И если внимательно к себе прислушиваться, то рано или поздно понятно станет, где именно ваша собака зарыта.


И еще давайте все-таки действительно “не осуждать брата моего”. Ибо со стороны мы можем легко ошибиться и принять за лень то, что ей совершенно не является. А научившись легче относиться к несовершенствам ближнего, мы и в своих ощущениях постепенно научимся лучше разбираться, отличая истинную лень от прочих ситуаций. Ведь ни для кого не секрет, что для того, чтобы быть эффективным, лекарство должно применяться строго по назначению. Стало быть, бороться можно и нужно именно с ленью, а вовсе не с теми ситуациями, которые мы ошибочно за нее принимаем.


Сдается мне, не так уж у нас много настоящих лентяев-то. Просто нужно учиться понимать себя, свои проблемы и потребности. И не называть словом “лень” то, что ею совершенно не является…


Православие и мир

Цей запис має 2 коментар(-ів)

  1. Dichter

    Если уж на то пошло то скажу, я человек необычайно ленив, нет и не думайте вдаваться в рассудки, так как в этой статье, просто я никогда и ничего не хочу делать мне проще забиться в дома в какой-то уютный угол и часами сидеть о чем-то думая или просто сидеть. Это и я называю ленью в своем случае, но что я хочу сказать современное общество только ищет оправдания своей лени все хотят много денег ничего не делая, или как можно меньше работать, к чему я клоню, если вот нас еще приучить к тому что наша лень никогда не возникает на пустом месте то мы вообще перестанем думать как пойти и заработать себе на жизнь, наведу такой пример, вот у человека однажды в жизни случилась ситуация он много работал и все такое, и вот ему как предохранительный сигнал организм внушает чувство лени этот человек послушался своего организма, пошли дальше на другой раз тоже самое, и человек вновь послушал сигналы своего организма. Потом кто-то ему сказал что лень это полезное состояние и ума и организма в целом, что мол надо чаще слушать свое внутренное Я. Этот человек так и сделал, через полгода он оставил роботу в надежде найти новую более подходящую для своего часто уставаемого организма, дальше он полгода ищет роботу наконец-то устроился, через полгода он опять ищет новую роботу итак все повторяется вновь и вновь, а все почему потому что организм быстро привыкает к всему хорошему а в данном случае к ничемунеделанью и все, человек уже думает если мне «впадло» значит так надо организму, лучше посплю сегодня подольше.
    Так вот вывод, не всегда надо давать оправдание лени, если такова возникает, и не всегда в малейших ее приступах надо ее слушать, надо как вы сказали ранее во всем разобраться и подумать, а есть ли у меня причины ничего не делать и почему мне в лень что-то делать, может мне просто надоели все мои повседневные дела…
    Просто в нашей жизни все стало настолько неизменным, что мы уже надписям на автобусах и всему прочему не предаем нужного внимания, хотя как вы сказали информации много, но толку, если мы ею редко пользуемся, так не буду отталкиваться от темы. И так я клонил к тому, что может быть через внутреннее ощущения недостатка в чем-то новом, тоже может возникать лень тогда она уже не относиться к тому роду «благородных» видов лени описанных вами, если есть проблема надо вникать в ее суть и соответственно в суть лени, например, когда мне лень что-то делать и у меня уже кружиться голова от работы тогда действительно я себе позволю наслаждаться приступом лени, а если мне просто захотелось чего-то большего, чем я имею, тогда надо подумать, а не тщеславие ли это и куда меня эта лень в конце приведет.

  2. Библиотекарь

    Вот вы носитесь с т.н. “Православной церковью в Америке”. Ну и что? В 1971 году Московская патриархия дала «автокефалию» (какое нехорошее слово и деяние) “ПЦА”. Но ведь “ПЦА” образована на основе приходов РПЦ МП в США и «автокефалия» была дана для того, чтобы ФБР не мешало Москве проводить подрывную работу среди англоязычных граждан Америки. РПЦ – это часть российского государства, полностью подконтрольная ФСБ, которая теперь имеет свой кусок неподконтрольной американским властям американской земли. Американским спецслужбам запрещено следить за церковным персоналом, так как это нарушает свободу вероисповедания и Путин этой прорехой в безопасности великолепно воспользовался. То есть под прикрытием РПЦ в Америку полным ходом проникают и свободно ведут свою деятельность агенты ФСБ, переодетые в рясы. Хотя по Конституции церковь отделена от государства, на самом деле она находится под полным контролем ФСБ. И вот теперь миллионы россиян, воспитанные на пропаганде «славного советского прошлого», на пропаганде любви к Путину, несут вместе с собой в Америку эти взгляды.

Залишити відповідь до Библиотекарь Скасувати відповідь