От бедного монаха. (4) Мы и наши иерархи

Очень часто люди, облеченные властью, считают, что они хорошие, нравственные люди только благодаря занимаемому ими положению. Им никогда не приходит в голову, что «правила» добродетели, заповеди Евангелия и нравственной жизни относятся также и к ним, и даже в большей степени. Действительно, поведение некоторых подобных людей как бы говорит, что они считают себя свободными от предъявляемых ко всем нам требованиям. Более того, кажется, что они не могут (или не хотят) исследовать свою совесть, и, Боже упаси, чтобы кто-то набрался смелости или дерзости обратить их внимание на это.


Быть благим означает, помимо прочего, обращаться с людьми достойно, то есть как с людьми. Оскорбление других людей — это не путь к добродетели. Равно как и бесчеловечное обращение с ними. Мы пишем об этом сегодня ввиду большой нехватки доброты в наших православных юрисдикциях. Бесчеловечным обращением со священством, то есть обращением, унижающим достоинство человека, особенно грешат наши иерархи.


Складывается впечатление, что они считают, что каким-то образом их рукоположение в епископы сделало их божественными, и поэтому — свободными от требований, предъявляемых ко всем честным христианам. Евангелие — это объявление благой вести всему миру, но, при содействии наших иерархов оно стало зачастую «недобрым известием». Как это сочетается с благостью? Неужели Евангелие каким-то образом не касается епископов?


Иерархам нравится думать о себе как о «духовных отцах», но когда речь заходит об их отношениях со священниками, их поведение во многом нельзя назвать духовным. Если бы епископы были тем, на что они претендуют, он были бы добрыми, искренними, великодушными, понимающими свою паству, и, тем более, своих священников. Вероятно, проблема отсутствия таких качеств у епископов — это наша ответственность, так же как и других членов Церкви, что не означает отсутствия ответственности самих епископов в этом серьезном вопросе.


Выбирая иерархов объектом данной критики, мы не имеем в виду, что мы, священство более низкого ранга и миряне, сами не виновны в таком поведении. Очевидно, в Церкви есть очень много хороших людей. Тем не менее, зло стало настолько неконтролируемо и настолько принимается как должное, что трудно представить, к чему это приведет. Мы можем гордиться нашими новообращенными, но следует всегда помнить слова Христа о том, что мы можем сделать обращенных многим хуже себя! Нам не хватает в Церкви благости, истинной благости, а не новообращенных. Добрые новообращенные появятся, если мы сами будем подлинно благими.


Православие в Украине

У этой записи 9 комментариев

  1. Dichter

    Уже к сказанному я могу добавить одно, я понимаю у государственной власти есть министры есть президенты, и так далее но я не понимаю по какому принципу и зачем в церкви делать иерархию ведь она в конце концов развращает любого человека, власть и ее желание тоже я думаю берутся не от светлых помыслов. Так вот у меня вопрос по какому принципу выбирают «высших» людей церкви, и не должно ли святость или приближенность к богу свидетельствовать о месте человека в церкви и вообще зачем церкви нужны все ее звания, когда там служба идет для народа во имя Бога, не знаю так ли это на многие об этом так говорят ведь вы сами виноваты в том что у вас твориться тесть в церкви.
    И далее такое поведение «вельмож» не только можно приписать священнослужителям, а й всем людям занимающим более или мене высокий посты в этом мире над народом так было так есть и так будет пока буду существовать ранние виды власти, разные ее посты. Пока кто-то не придумает как это изменить ведь без власти просто невозможно обойтись, но власть надо как-то делать ограниченной, и настолько ограниченной чтоб власть не являлась властью а была подобной какому-то предприятию которое исполняет сто свою роль в государстве но е есть государством, что-то вроде источника нравственных услуг для всего народа.

  2. О.Сергий

    Это, на самом деле, — очень важный вопрос. Конечно, он далеко не однозначен. Несомненно, есть настоящие евангельские епископы, однако их мало, по крайней мере, на Украине. Но мы не должны забывать, что "достойное по делам нашим приемлем", и среди нас священников и мирян не так уж много на самом деле ПРАВОСЛАВНЫХ. Данная проблема, кроме нашей с Вами вины, состоит в том, что архиереи узурпировали власть, упразднив церковный суд и епархиальные советы, а так же сменив поместные соборы на архиерейские. Это повлекло за собой лишение права голоса священников и мирян, т.о. естественное решение вопросов архиерейской некомпетентности стало НЕ возможным, потому, как любой совет или, не приведи Господь, замечание в стороны Их Преосвященства пресекаются мгновенно. Я, например, за первые пять лет службы имел десять переводов, в итоге я вынужден был найти другую епархию. Поэтому единственной возможностью решения таких проблем, являются такие статьи, где высказывания очень аккуратные, не конкретные, и не ставят Церковь под удар, пусть даже справедливых, обличений. Надо сказать, что мы, священники, трудимся над созиданием авторитета архипастырей, всячески скрывая их ошибки от мирян, дабы не вносить новые соблазны в ваши христианские души. Поэтому, считаю возможным (и это здорово), что для мирян это ново, дико и неправдоподобно, однако такие статьи, к сожалению, становятся необходимыми. Спаси Господи Вас, батюшка арх.Лаврентий (Манкузо)!

  3. О.Сергий

    Это, на самом деле, — очень важный вопрос. Конечно, он далеко не однозначен. Несомненно, есть настоящие евангельские епископы, однако их мало, по крайней мере, на Украине. Но мы не должны забывать, что "достойное по делам нашим приемлем", и среди нас священников и мирян не так уж много на самом деле ПРАВОСЛАВНЫХ. Данная проблема, кроме нашей с Вами вины, состоит в том, что архиереи узурпировали власть, упразднив церковный суд и епархиальные советы, а так же сменив поместные соборы на архиерейские. Это повлекло за собой лишение права голоса священников и мирян, т.о. естественное решение вопросов архиерейской некомпетентности стало НЕ возможным, потому, как любой совет или, не приведи Господь, замечание в стороны Их Преосвященства пресекаются мгновенно. Я, например, за первые пять лет службы имел десять переводов, в итоге я вынужден был найти другую епархию. Поэтому единственной возможностью решения таких проблем, являются такие статьи, где высказывания очень аккуратные, не конкретные, и не ставят Церковь под удар, пусть даже справедливых, обличений. Надо сказать, что мы, священники, трудимся над созиданием авторитета архипастырей, всячески скрывая их ошибки от мирян, дабы не вносить новые соблазны в ваши христианские души. Поэтому, считаю возможным (и это здорово), что для мирян это ново, дико и неправдоподобно, однако такие статьи, к сожалению, становятся необходимыми. Спаси Господи Вас, батюшка арх.Лаврентий (Манкузо)!

  4. larisa

    Мне кажется, чем больше будет в православии мыслящих и живущих по Евангелию, т.е. в любви, хотя бы в доброжелательности и уважении к другим, как пишет автор, в России, по крайней мере, многое бы изменилось. Направлять паству к евангельским законам должны священики, и иерархи — своим евангельским служением братьям меньшим. Складывается впечатление, что со времён Владимира и Ольги о сути евангельской любви народу не благовествовали, а держали народ только в страхе Божьем.

  5. Сергей Степанович

    Олексе. Наверняка у нас великое множество иерархов, разбирающихся в богословии лучше Осипова, хотя и не отрицаю его миссионерских заслуг.
    http://karelin-r.ru/newstrs/98/1.html
    А с Ксенией, у которой совсем другой подвиг, чем у святителей, я и вовсе не стал бы равнять, это не корректно. Большая часть наших иерархов — очень достойные люди, потому поддерживаю Конона — статейка сомнительная.

  6. Oleksa

    Mnogie li ierarhi namnogo bolshe znaushchie chem prof. A.I. Osipov? Mnogie li ierarhi namnogo bolshe vocerkovlennie chem sv. Ksenia Peterburjskaia?
    Kakov pop takoi prihod. Verno i naoborot:kakoi prihod takoi i pop. Statia govorit o vzaimnoi otvetstvennosti po obe storoni ikonostasa.Kto ne hochet ponimat, tot ne poimet kak dostypno ni obiasniai. Xristos skazal:"molite gospodina jatvi chtob On poslal delatelei". Eto bilo skazano prostim ludiam. Mojet, blagodarya etim slovam Xrista y nas i poiavilis dostoinie ierarhi?

  7. Сергей Степанович

    Может, для молодых людей эта статейка и может принести вред. Для тех, кто видел жизнь, это все пустой звук. Хотя, правда, непонятно что здесь наговорили.

  8. Nikola

    Призывы ЦК КПСС и бедного монаха: шахтеры, копайте! Доярки, доите! Иерархи — служите!
    О чем вообще здесь написано? Да ни о чем! Какие конкретно иерархи ведут себя плохо? Какой Поместной Церкви? А что, остальные члены вселенской Церкви всегда ведут себя хорошо? Я, как чадо Русской Православной Церкви на Украине верю своим иерархам. А принцип непонятной коллективной ответсвенности непонятно за какие грехи неприемлем. Что, КАЖДЫЙ иерарх виновен в чем-то, уже потому, что он иерарх? Эдак скоро можно дойти до американского политкорректного маразма, когда лучшие люди — это негритянки извращенной оринтации. А у нас значит, лучшие люди это миряне-неофиты.

  9. свящ. Игорь Савва

    как нехватало этих слов! Мы привыкли думать о том, что упоминается в этой статье, как об исключении, а ведь исключением давно стали человеческие отношения в Церкви:(

Добавить комментарий