От бедного монаха. (1) Восприятие нашей веры

Этой публикацией мы начинаем серию пастырских размышлений о духовной жизни. Их автор – замечательный духовник, основатель монастыря Новый Скит в США (Православная Церковь в Америке) архимандрит Лаврентий (Манкузо), почивший о Господе 10 июня 2007 года.


Отец Лаврентий родился в 1934 году. Выпускник католических семинарий и монах-францисканец, он вместе с монахами основанного им “Нового Скита” принимает православие в 1979 году. Впоследствии при этом монастыре возникают женский монастырь в честь иконы Божией Матери “Знамение” и дом “Эммаус” для семейных пар.


Создавая монастырь Новый Скит, отел Лаврентий желал воплотить свое видение обновленного восточного христианского монашества, соединяющего в себе восстановленные литургическую жизнь и монашеский распорядок. С этой целью отец Лаврентий издал более тридцати томов собственных литургических переводов с греческого и церковнославянского языков на современный английский, а также создал распевы для этих текстов, основанные на древних типах монашеского пения восточных Церквей.


Литургическая реформа монастыря Новый Скит известна во всем мире. На русском языке о ней подробнее можно прочитать в переводе книги сербского священника Владимира Вукашиновича “Литургическое возрождение в XX в.” (М.: Христианская Россия, 2005). Монахи Нового Скита известны также благодаря своему интересу к вопросам духовной жизни в современном мире. Учение отца Лаврентия об этом изложено в книге “In the Spirit of Happiness”, ставшей бестселлером в англоязычном православном мире.


С 2000 года отец Лаврентий жил на покое у своего брата, продолжая заниматься переводами литургических текстов, включая Псалтирь. До самой смерти он оставался духовным руководителем для многих друзей по всему миру. Некоторые из его пастырских размышлений мы и предлагаем читателям “Православия в Украине”.


* * *



Восприятие нашей веры


Евангелие ставит перед нами проблему: как нам жить по вере в этом мире, в гармонии с нашей человеческой природой?


Прежде всего, нам следует понять истинный смысл веры как таковой, и христианской веры в частности; что же действительно Господь говорит нам?


Во-вторых, мы должны воплощать результаты такого познания, истинное понимание в нашей повседневной жизни.


В третьих, имеется в виду, что мы должны быть благими. Именно над этим очень редко задумываются. Мы часто представляем себе духовную жизнь как бесчисленное чтение молитв и посещение множества служб. Но Господь Иисус Христос говорит нам, что мы должны быть совершенны, как совершенен Отец наш Небесный. Однако, истинное значение и смысл этих слов не всегда очевиден.


Как человеческие существа, мы не можем быть совершенными. Для нас это невозможно, потому что мы несовершенны от природы и не способны достичь совершенства ни в чем из того, что мы делаем.


Так что же пытается сказать нам Христос?


Кажется, Он говорит о том, что мы должны быть настолько благими, насколько можем, также как Отец наш Небесный, который совершенно благ. Однако, не следует понимать это так, что нам следует сделать определенное количество добрых дел; скорее, нужно быть благими. Поэтому жизнь заключается не только в исполнении различных религиозных ритуалов и бормотании всевозможных молитв.


Вся наша жизнь сводится к стремлению к исконной добродетели в любой сфере нашей жизни, не только в молитвах и ритуалах, не в том, чтобы делать добро, но чтобы быть благими.


Православие в Украине

Залишити відповідь