Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Духовная жизнь > Христиане — «народ святой»

Духовная жизнь

Христиане — «народ святой»


Каждый христианин, принявший Таинство Крещения, становится частью нового народа — народа Божия, который избрал Господь для служения Себе. Апостол Петр в своем Первом Соборном послании пишет об этом народе так: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2:9-10). Мы, христиане — народ святой, цари и священники.


Посмотрим на наши храмы во время воскресной литургии. Городские церкви, как правило, переполнены. Совершается важнейшее богослужение, без которого Церковь немыслима как Церковь, — Евхаристия, Таинство таинств, где верные имеют возможность участвовать в Трапезе Господней, вкушать пречистые Тело и Кровь Христовы. Но сколько людей участвует в этом Таинстве? Из всего святого народа царей и священников, предстоящего в храме, хорошо, если наберется половина тех, кто причащается. Как правило, большая часть «святого народа» не приступает к Чаше жизни на большинстве литургий, которые посещает.


Обычное оправдание непричащающихся — недостоинство приступать к Чаше или неподготовленность. Но что значит причаститься достойно? И возможно ли это вообще? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала понять, что такое святость «святого народа».


Мы говорили прошлый раз о том, что святость Церкви, которую мы исповедуем, отлична от святости Бога — Единого безгрешного. Церковь составляют не праведники, а спасающиеся грешники. Никто из праведников при жизни не может о себе сказать, что он праведник, ибо хвалиться своим духовным состоянием — признак гордыни. Всем нам есть в чем каяться. Наши «повседневные» грехи таковы, что в этой жизни мы их не искореним до конца. Но как же тогда «святость»?


Тут впору обратиться к библейскому богословию, то есть посмотреть, как понимается святость на страницах Священного Писания. Здесь мы видим, что святость в первом значении — собственное свойство Бога, Который один только Свят Сам по Себе. Во втором же значении слово «святой» прилагается ко всему тому, что отделено для Бога, выделено из среды этого мира как бы в Божию «собственность». Суббота — святой день, выделенный Богом из чреды прочих дней, Скиния или Храм — святое сооружение, отделенное для принесения жертв Богу, в котором выделена часть «Святое святых» как символ присутствия Божия среди Своего народа, святые жертвы — отделенные от всего стада тельцов или овец, святой народ Израиля — избранный Богом из среды прочих народов… «Я — Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят», — говорит Господь (Лев. 11:45). Свято то, что Богом отделено для Себя. В наше время святым народом названы христиане.


Понятно, что святость в этом смысле не означает абсолютного нравственного совершенства, хотя и подразумевает стремление к нему. «Вы — Мой народ, поэтому будьте святы». Отделенный для Бога народ христиан, составляющий единую Церковь, есть «личная собственность» Бога среди народов мира. Это народ не безгрешный, но стремящийся к тому, чтоб жить в единстве с Богом.


Возвращаясь к поставленному выше вопросу о достоинстве причастников, следует сказать, что если понимать под «достоинством» соответствие человека дару, то есть Святым Дарам, которые он получает в Причастии, то достойным в этом случае не будет никто и никогда. Ведь даже самый совершенный по человеческим меркам праведник все равно будет грешником перед Богом. Человеческая праведность есть некая мера совершенства, и какой бы великой она ни была, она все равно бесконечно далека от абсолютной праведности Бога. Поэтому в таком смысле быть «достойным» причастником невозможно.


Но есть иной вариант — вернуться к библейскому пониманию святости, которое, собственно, есть и понимание церковное. Первые христиане называли друг друга святыми не потому, что они были безгрешными, а потому что ощущали себя частью нового народа Божия. Такое понимание святости сохраняется в нашем богослужении. «Вся святыя помянувше…» — так начинается ектения после анафоры (заключительная часть анафоры после освящения Даров представляет собой ходатайственную молитву о всех христианах и их нуждах), и это значит: помянув всех христиан. «Святая — святым», — возглашает священник перед причащением, то есть «Святые Дары — святому народу». В этом случае хор отвечает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос…» Только Бог Свят в Себе, а мы можем быть причастны Его святости, когда составляем «Божий удел» в этом мире.


Причащение возможно единственно при таком понимании святости.


Редакційна колонка для «Православія в Україні»

Дата публикации: 06.11.2006