– Много вас теребят по поводу частого причащения. Не смущайтесь. Присмотрятся – перестанут. И всем следовало бы так делать; но не вошло это у нас в обычай. На Востоке христиане часто причащаются, не в одни великие посты, но и кроме их. Первоначально же в церкви Христовой за всякою литургиею все причащались. Еще во время св. Василия Великого одна барыня спрашивала его, можно ли часто причащаться, и как часто? Он отвечал, что не только можно, но и должно; а на то, как часто, сказал: мы причащаемся четыре раза в неделю – в среду, пятницу, субботу и воскресенье. Мы – это, разумеется, все кесарийцы: ибо вопрос касался не священнодействующих, а мирян. Сказав так той вопрошавшей, он не определил ей числа, сколько раз причащаться, а только пример показал, оставив ей на свободу – делать как сможет, оставив однако ж в силе внушение, что причащаться надо часто.
Да и сама литургия, смотрите, что требует? На всякой литургии священнослужитель приглашает: со страхом Божиим и верою приступите. Следовательно, на всякой литургии и можно приступать. Тем более можно приступать часто. У нас иные говорят даже, что грех – часто причащаться; иные толкуют, что нельзя раньше шести недель причащаться. Может быть, кроме этих, и другие есть в сем отношении неправости. Не обращайте внимания на эти толки, – и причащайтесь так часто, как потребность будет, ничтоже сомняся. Старайтесь только всячески приготовляться, как должно, и приступать со страхом и трепетом, с верою, с сокрушением и покаянными чувствами. Докучающим же речами об этом отвечайте: ведь я не инуде прихожду ко св. Причастию, всякий раз имею разрешение от духовного отца моего. И довольно.
О том, как это благотворно для вас, лучше не говорить. Знайте это для себя и благодарите Господа. Опасность для вас возможна одна, – как бы не возмечтать о себе высоко. Этого бойтесь. Ибо тогда лишены будете всякого плода от св. Причастия, и самое причащение будет не безгрешно. Боже упаси вас!
Желательно причащаться вместе со
всем собранием, когда собирается по пре
имуществу вся церковь, т.е. в день
Господень, двунадесятые и
престольные праздники. Так будет
выражаться соборность и литургийность
церковного собрания. В противном
случае это будет только увеличением
чистоты личного причащения. Индивидуа
лизм, а не соборность.
Феофан затворник, конечно авторитет,
но наши московские священники благословляют причащаться не чаще 1 раза в неделю
и то, только в случае болезни,
беременности…. Ещё аргументом они
считают, что 1 раз в неделю причащаются монашествующие и 2-й священник
в храме, так, что нам мирским нужно
быть более смиренными и не дерзить
более.
—
свящ. Андрей, редактор:
Рекомендую Вам прочитть интервью вл. Илариона Алфеева, где как раз поднимается вопрос о чстоте причащения:
http://kiev-orthodox.org/site/meetings/1198/