Даниил – пророк изгнания

В прошлых статьях мы говорили о ветхозаветных пророках Исайе, Иеремии, Иезекииле, которые предсказывали Израилю скорую катастрофу, если он не покается в своих грехах и не обратится к Богу. Катастрофа произошла — Израильское, а затем и Иудейское царства были завоёваны, Иерусалим и его главная святыня, Храм, разрушены в 586 году до н. э., значительная часть народа уведена в плен в Вавилонию. И пророки говорили о грядущем возрождении... Но как складывалась жизнь тех, кто оставался в плену? Об этом повествует книга пророка Даниила. Книга Даниила…

Читати даліДаниил – пророк изгнания

Иезекииль — пророк надежды

Пророчества Иеремии, о котором шла речь в прошлой статье, сбылись... 586 год до нашей эры. Иерусалим и его Храм лежат в развалинах, Иудея опустела — жестокие вавилонские завоеватели увели значительную часть населения в плен. Национальная катастрофа? Безусловно. Но и новое начало. Как это часто бывает в истории, жестокое поражение заставило народ задуматься о себе и своём предназначении на этой земле. Из плена евреи вернутся другим народом — теперь они твёрдо будут помнить о том, что само их существование как народа всецело зависит от…

Читати даліИезекииль — пророк надежды

Иеремия, печальный пророк

Исаия обличал грехи своих соплеменников и призывал их к покаянию. О том же говорил и его продолжатель — священник по имени Иеремия, проповедовавший в Иерусалиме и его окрестностях во второй половине VII века до н.э. Призвание Иеремии произошло в очень сложное для израильского народа время: Северное царство было уже разрушено, а в Южном, то есть Иудейском, царь Иосия проводил свои религиозные реформы. Собственно, он не придумал ничего нового, а только уничтожал идолов и утверждал поклонение Единому Богу, которое в народе давно смешалось с суевериями и языческими культами. Разумеется, именно к тому призывали и все пророки — но повседневность…

Читати даліИеремия, печальный пророк

Библейские переводы С.С. Аверинцева и читатель XXI века

С.С. Аверинцев дал в свое время лучшее описание основных задач филологии, которое мне только доводилось встречать: «Освоить духовный мир чужой эпохи филология может лишь после того, как она честно примет к сведению отдаленность этого мира, его внутренние законы, его бытие внутри самого себя… Когда современность познает иную, минувшую эпоху, она должна остерегаться проецировать на исторический материал себя самое, чтобы не превратить в собственном доме окна в зеркала, возвращающие ей снова ее собственный, уже знакомый облик. Долг филологии состоит в конечном счете в том,…

Читати даліБиблейские переводы С.С. Аверинцева и читатель XXI века

После Воскресения

В Воскресение Христово можно только поверить — оно не доказывается научными экспериментами. Но у этого события были свидетели — те, кто непосредственно видел Иисуса, говорил с ним, участвовал в суде, стоял у Креста. И то, что случилось на Голгофе, не могло не повлиять на их жизнь. Мы почти ничего не знаем о дальнейшей жизни людей — современников Христа, за исключением апостолов. Это и понятно: из тех времен до нас дошли сведения лишь об отдельных, самых знаменитых личностях, вроде императоров и великих писателей. Память об…

Читати даліПосле Воскресения

Трудные места Евангелия: «Тела усопших святых воскресли»

В описании распятия Христа у Матфея мы встречаем странный эпизод, которого нет у других евангелистов. В момент смерти Спасителя «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (27:52-53). Казалось бы, это было великим чудом, почему же об этом говорит только Матфей, да и то мельком? Кто вообще были эти люди, почему они воскресли? Прежде всего отметим, что это было не единственное яркое событие, сопровождавшее смерть Христа и упомянутое Матфеем.…

Читати даліТрудные места Евангелия: «Тела усопших святых воскресли»

Светильник стезям моим. Слово Божие, пронзающее душу

Недавно в Италии под эгидой Конференции итальянских епископов (CEI) вышел в свет новый перевод Библии на итальянский язык. Этот перевод, несомненно, более верен источникам, чем тот, которым итальянские католики пользовались раньше. Он более соответствует и комментариям так называемой Иерусалимской Библии (Bible de Jérusalem) – многолетнего труда французских экзегетов, переведенного на многие языки и пользующегося большой популярностью в Италии (последняя редакция BJ увидела свет в 1998 году). В 2009 и 2010 гг. издательство EDB (Edizioni Dehoniane Bologna) выпустило большим тиражом итальянский перевод Иерусалимской Библии…

Читати даліСветильник стезям моим. Слово Божие, пронзающее душу

Была ли Тайная Вечеря пасхальным седером?

На этот весьма трудный вопрос, давно волнующий историков и богословов, наука не может дать уверенного ответа — несмотря на огромное количество глубокомысленных, искусных и тончайших исследований, посвященных специально этому предмету. В настоящей статье мне хотелось бы только еще раз кратко изложить саму проблему и обозреть ее, так сказать, с высоты птичьего полета. Согласно синоптическим Евангелиям (Мк. 14:12-16, Мф. 26:17­-19 Лк. 22:7-16), Иисус с учениками вкушали пасху, следовательно, это был праздничный пасхальный ужин, по-еврейски седер (букв. «порядок»). По Закону, вкушать пасхального агнца положено вечером 14-го нисана (или в…

Читати даліБыла ли Тайная Вечеря пасхальным седером?

Шехина в Евангелии от Матфея

Альберто Мелло (Иерусалим). Глава из книги: Mello A. Evangelo secondo Matteo. Bose, 1995. Последние строки Евангелия от Матфея (28:18-20) – исключительное место для уяснения его богословского содержания. «Я с вами» - ничто иное, как формула завета. Всегда, когда в Ветхом Завете идет речь о завете, говорится, что Господь заключил или установил его на Синае с нами (имману или иттану: ср. Втор. 5:2-3) или, в прямой речи, с тобой или с вами (ср. Втор. 29:11,13). Матфей очень дорожит этой терминологией завета и выражает ее…

Читати даліШехина в Евангелии от Матфея

Трудные места Евангелия: “Отойди от Меня, сатана!”

Отношения Христа с апостолами не всегда были простыми. Апостолы не были какими-то особенными людьми, их никто не готовил к будущему служению - Христос просто позвал их за Собой, и они пошли, а учиться всему приходилось уже по ходу дела...

Читати даліТрудные места Евангелия: “Отойди от Меня, сатана!”

Причаститься вечности (Экклезиаст и Евангелие)

От начала своего существования человек стоит перед загадкой времени. Как вырваться из уз того временного, изменчивого, которое одно лишь и предлагается жизнью? Не все ли равно, если даже перед скотом "нет у человека преимущества" (Екклесиаст 3:19)?

Читати даліПричаститься вечности (Экклезиаст и Евангелие)

Переводы Писания: один, два или много?

Многие из нас постоянно сталкиваются с необходимостью процитировать в научной или публицистической статье Священное Писание. Казалось бы, чего же проще: берем с полки Библию, открываем нужное место - и переписываем. Или (так на самом деле мы поступаем гораздо чаще) запускаем какую-нибудь библейскую программу (к примеру, Bible Quote), ищем, копируем, вставляем в текстовый файл.

Читати даліПереводы Писания: один, два или много?

Исаия – Пророк с большой буквы

В былые времена, если приводилось некое пророчество из Ветхого Завета, то по умолчанию считалось, что принадлежит оно непосредственно Исаии, особенно если в этом пророчестве мы видим указание на Христа. Пожалуй, никто из пророков не говорил ярче Исаии, никто не затрагивал столь разных и глубоких тем. И в этом смысле он - действительно первый из пророков.

Читати даліИсаия – Пророк с большой буквы

Что говорит Библия о телесной стороне любви?

Многие люди считают, что для христиан всё, связанное с сексом, является грехом. Заблуждение ли это? Трудно ответить однозначно, потому что тут всё упирается в наше представление о сексе.

Читати даліЧто говорит Библия о телесной стороне любви?

Вера Авраама

Святой апостол Павел в послании христианам Галатии пишет: "Верующие - сыны Авраама". Что значит это новозаветное утверждение? Справедливо ли такое отношение христиан к человеку, жившему двумя тысячами лет раньше Спасителя мира Иисуса Христа?

Читати даліВера Авраама

Иисус Навин в некоторых мидрашах

В интерпретации мидрашей выделяется одна существенная тенденция - анализировать жизнь Иисуса-завоевателя по образу жизни Моисея-законодателя.

Читати даліИисус Навин в некоторых мидрашах

Раб, слуга, сын

Эта притча давно уже стала общим местом множества проповедей: человек может относиться к Богу как раб, как слуга или как сын. Мы привычно повторяем, что христианин проходит в своей духовной жизни эти три ступени...

Читати даліРаб, слуга, сын

Новый Ветхий Завет: завершается подготовка нового перевода на русский язык

Российское Библейское общество завершает подготовку нового перевода Ветхого Завета на русский язык. Многие уже знакомы с этим трудом по небольшим брошюрам, в которых он издавался в течение нескольких лет. О том, чем отличается новый перевод от официального (синодального) и какие задачи ставили перед собой переводчики, мы спросили у главного редактора РБО Михаила Селезнева.

Читати даліНовый Ветхий Завет: завершается подготовка нового перевода на русский язык

Петр и Павел: два непохожих апостола

Прославляя их в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое.

Читати даліПетр и Павел: два непохожих апостола