«Число зверя» 666 — предвестие будущего или свидетельство о прошлом?

Тема, над которой мы предложим поразмышлять, уже 2000 лет остается открытой и многим не дает покоя в прямом и переносном смысле. Эта тема – своего рода ребус, загадка, шифр, который пытаются разгадать, расшифровать не только профессионалы, но и «криптографы-аматоры». Для интриги можно подсказать, что эта загадка находится в самой мистической книге Библии. Да, это Апокалипсис, или книга Откровения св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Действительно, она наиболее мистическая и трудная для интерпретации и понимания особенно нашему современнику. Загадки этой мистической книги начинаются даже…

Продолжить чтение «Число зверя» 666 — предвестие будущего или свидетельство о прошлом?

Верить свидетельству других

Предлагаем вниманию читателей текст доклада библеиста игумена Арсения (Соколова) на XII международных Успенских чтениях в Киеве, прошедших 23-26 сентября 2012 г. Многие ли из нас стали христианами в результате непосредственной физической встречи с воскресшим Христом? Многим ли Он явился Сам лично и предложил, как когда-то Фоме, вложить персты в гвоздиные раны и увериться в истинности Его воскресения? Как же мы из неверующих стали верующими, как приняли этот чудный дар христианской веры? Митрополит Антоний Сурожский часто цитировал древний монашеский афоризм о том, что «никто…

Продолжить чтение Верить свидетельству других

Евангельский кружок: опыт одной общины

Вниманию читателей "Киевской Руси" предлагается рассказ диакона Алексия Сорокина, клирика храма святителя Николая у Соломенной сторожки в Москве, о том, как он проводит Евангельский кружок на своем приходе. Будем рады, если кому-то этот опыт станет интересен и полезен. Кружки по изучению Священного Писания,  или Евангельские кружки - давно известный формат не только молодежных встреч, но и, вообще, внебогослужебных встреч прихожан или членов церковных общин. Но сейчас он все чаще предлагается именно для работы с молодежью на приходах. Таким встречам, способам их проведения, различным…

Продолжить чтение Евангельский кружок: опыт одной общины

Протоиерей Геннадий Фаст: Для меня Библия — это хлеб

8 июня этого года протоиерей Геннадий Фаст, настоятель Абаканского храма святых равноапостольных Константины и Елены, автор нескольких фундаментальных научных трудов по библеистике, прочитал лекцию студентам Московской духовной академии. По окончании лекции он ответил на вопросы заведующего библейской кафедры МДА протоиерея Леонида Грилихеса. - Отец Геннадий, мы очень признательны, что вы встретились со студентами нашей академии, провели семинар по книге Песнь Песней. Встреча с вами – это всегда «пир» библейского текста. Расскажите, когда вы впервые познакомились с Библией. - Родом я из глубоко верующей…

Продолжить чтение Протоиерей Геннадий Фаст: Для меня Библия — это хлеб

Портал Предание.ру открыл сервис для евангельских групп

Портал "Предание.ру", известный прежде всего своей обширной электронной библиотекой и мультимедиа-архивом, запустил новый сервис, призванный помочь объединить усилия всех, кто занимается в малых группах по изучению Библии. Регулярное, вдумчивое, с молитвой чтение Священного Писания является важнейшим основанием духовной жизни православного христианина. Но увы, Евангелие, по одному меткому замечанию, стало книгой, которую чаще целуют, чем читают. И даже когда кто-то берет себе за правило читать Евангелие по главе в день, как ему рекомендуют священники, нередко ничего оттуда для себя не извлекает. Т.е. Священное Писание не…

Продолжить чтение Портал Предание.ру открыл сервис для евангельских групп

Кумранские рукописи теперь доступны онлайн

На сайте Иерусалимского музея книги появился уникальный проект. Знаменитые Кумранские свитки — уникальный памятник, проливающий свет на историю Библейского текста и религиозную жизнь Палестины накануне Нового Завета, оцифрованы и выложены в интернет для всеобщего пользования. О новом интерактивном проекте рассказывает заведующий Библейской кафедрой СПб Духовной Академии священник Димитрий Юревич. Кумранские свитки, законсервированные в глиняные сосуды, нашли в Иудейской пустыне в местечке Кумран в середине двадцатого века. Рукописи датируются первым, вторым и серединой третьего века до Рождества Христова. Среди них оказались и ветхозаветные тексты.…

Продолжить чтение Кумранские рукописи теперь доступны онлайн

Другие древние

Когда мы читаем тексты, дошедшие до нас из древнего мира (например, Библию), мы, конечно, понимаем, что жизнь в те времена была не совсем такой, как сегодня. У людей тогда не было электричества, автомобилей, современной медицины. В жизни было куда меньше комфорта и больше опасностей. Но в целом ведь они жили точно так же, как и мы, — любили и ненавидели, рожали и воспитывали детей, защищались от врагов, трудились ради благополучной жизни, иногда болели и в конце концов умирали. Отличались только внешние детали... Или не только они? Конечно, представление древних о мире во многом отличалось от нашего. И здесь даже не нужно вспоминать о шарообразной земле и тому подобном, ведь в нашей повседневной…

Продолжить чтение Другие древние

Андрей Десницкий: Должны пройти десятилетия, чтобы отечественная библеистика состоялась

В издательстве ПСТГУ вышла новая книга Андрея Десницкого "Введение в библейскую экзегетику". О том, какие методы толкования Священного писания существуют сегодня, стоит ли представителям отечественной библеистики ориентироваться на достижения западных коллег и о чем можно прочитать в новой книге - в сегодняшнем интервью. - Первый вопрос - о книге. Как возникла идея ее создания, ради чего Вы начали работу над этим изданием? - Люди обычно пишут те книги, которые сами хотели бы прочитать – этот случай относится именно к таким. Когда я приступил к…

Продолжить чтение Андрей Десницкий: Должны пройти десятилетия, чтобы отечественная библеистика состоялась

Трудные места Евангелия: работники одиннадцатого часа

В Евангелии от Матфея (20:1-16) рассказана притча, которой нет у других евангелистов. Она заключена между двумя почти идентичными стихами: «И так будут последние первыми, а первые последними», а сюжет ее прост: господин нанимал в течение дня работников в свой виноградник, так что одни работали весь день, а другие – только вечером, по прохладе. Но он заплатил всем одинаково, по одному динарию, к обиженному недоумению первых, а о вторых не сказано ничего. Современные толкователи говорить об этой притче не любят, слишком уж капризным выглядит этот…

Продолжить чтение Трудные места Евангелия: работники одиннадцатого часа

Трудные места Евангелия: «Мертвые погребают мертвецов»

Когда Христос призывал учеников, Он нередко выхватывал их прямо из повседневности: вот сидят рыбаки, чинят сети после ночного лова, Он зовет их за собой – и они идут, бросив всю свою прежнюю жизнь вместе с этими самыми сетями (Мф 4:18-22). Но один подобный случай просто поражает: «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:21-22, ср. Лк 9:59-60, где ученик отвечает…

Продолжить чтение Трудные места Евангелия: «Мертвые погребают мертвецов»

Трудные места Евангелия: «Глас хлада тонка»

Есть в Библии один красивый образ, который нечасто вспоминают – он теряется за другими образами, куда более звучными и красочными. Илия, великий пророк, в тяжелое для себя время, когда израильтяне преследовали его и поклонялись идолам, попросил Господа, чтобы Тот Сам явился ему. Ответ ему был дан такой: «выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;…

Продолжить чтение Трудные места Евангелия: «Глас хлада тонка»

Послание Иисуса

"Послание Иисуса" впервые было опубликовано на испанском языке в 1974 г. в качестве введения к испанскому переводу Нового Завета, над которым работал Хуан Матеос. В 1977 г. это сочинение было переведено на английский язык и вышло отдельной брошюрой. О. Роберт Тафт назвал это лучшим изложением христианства, которое он когда-либо читал. Русский перевод сделан с английского издания. О. Михаил Арранц писал, что Матеос удивительно владел испанским языком, и английские переводы не передают всю глубину и оттенки его мысли. Поэтому будет изыскано испанское издание и…

Продолжить чтение Послание Иисуса

Пророки против пророков

Амос возражает против того, чтобы его называли пророком (наби), но не отказывается от своей пророческой миссии (Ам 7:14-15). Эта отрицательная оценка пророчества или, точнее, «наби’изма», как кажется, совпадает с большей частью пророческих текстов и, можно сказать, задает тему этой проблематике. В биографической части книги пророка Исайи наименование наби появляется с артиклем (hа-ннаби) в (Ис 37:2; 38:1; 39:3) и относится к самому Исайе. За пределами этих текстов о наби говорится еще в трех местах, и во всех трех – в негативном контексте. В Ис…

Продолжить чтение Пророки против пророков

Царь Давид и вся кротость его

Читатели нашего журнала уже знакомы с протоиереем Леонидом Грилихесом — ученым-семитологом, заведующим кафедрой библеистики МДА, преподавателем древних восточных языков, поэтом и переводчиком. Продолжая наши беседы о Ветхом Завете, мы поговорим сегодня о Давиде — царе Израиля, псалмопевце, воине, одной из самых замечательных личностей ветхозаветной истории. — В Ветхом Завете очень много незабываемых людей, ярких, мощных личностей — что отличает Давида от всех прочих, в чем его особенность? Почему именно он, точнее, его голос, его псалмы стали совершенно неотъемлемой частью православного богослужения и нашей…

Продолжить чтение Царь Давид и вся кротость его

Новая русская Библия: сравнение двух Заветов

1 июня этого года поступил в продажу первый тираж «Библии в современном русском переводе», подготовленной Российским Библейским Обществом (РБО). Статья Андрея Десницкого и комментарий Михаила Селезнева (в конце статьи) посвящены выявлению недостатков и достоинств нового перевода Священного Писания. 1 июня этого года поступил в продажу первый тираж «Библии в современном русском переводе», подготовленной Российским Библейским Обществом (РБО). Нет ни малейшего сомнения, что это издание получит самую широкую известность и вызовет множество споров, и что первые месяцы и, может быть, даже год или два…

Продолжить чтение Новая русская Библия: сравнение двух Заветов

Трудные места Евангелия: «Ты сказал»

В Евангелии от Матфея (26:63) первосвященник Каиафа во время «суда» над Иисусом после долгих прений задает Иисусу прямой вопрос: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Ответ должен решить всё: если Он скажет «да», это будет поводом для обвинения в богохульстве, и первосвященник наконец-то получит бесспорный повод для смертного приговора, к которому он так стремится. А если ответит «нет», это перечеркнет многое сказанное Им прежде… Ответ Иисуса звучит парадоксально: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне у́зрите Сына Человеческого, сидящего…

Продолжить чтение Трудные места Евангелия: «Ты сказал»

Даниил – пророк изгнания

В прошлых статьях мы говорили о ветхозаветных пророках Исайе, Иеремии, Иезекииле, которые предсказывали Израилю скорую катастрофу, если он не покается в своих грехах и не обратится к Богу. Катастрофа произошла — Израильское, а затем и Иудейское царства были завоёваны, Иерусалим и его главная святыня, Храм, разрушены в 586 году до н. э., значительная часть народа уведена в плен в Вавилонию. И пророки говорили о грядущем возрождении... Но как складывалась жизнь тех, кто оставался в плену? Об этом повествует книга пророка Даниила. Книга Даниила…

Продолжить чтение Даниил – пророк изгнания

Иезекииль — пророк надежды

Пророчества Иеремии, о котором шла речь в прошлой статье, сбылись... 586 год до нашей эры. Иерусалим и его Храм лежат в развалинах, Иудея опустела — жестокие вавилонские завоеватели увели значительную часть населения в плен. Национальная катастрофа? Безусловно. Но и новое начало. Как это часто бывает в истории, жестокое поражение заставило народ задуматься о себе и своём предназначении на этой земле. Из плена евреи вернутся другим народом — теперь они твёрдо будут помнить о том, что само их существование как народа всецело зависит от…

Продолжить чтение Иезекииль — пророк надежды

Иеремия, печальный пророк

Исаия обличал грехи своих соплеменников и призывал их к покаянию. О том же говорил и его продолжатель — священник по имени Иеремия, проповедовавший в Иерусалиме и его окрестностях во второй половине VII века до н.э. Призвание Иеремии произошло в очень сложное для израильского народа время: Северное царство было уже разрушено, а в Южном, то есть Иудейском, царь Иосия проводил свои религиозные реформы. Собственно, он не придумал ничего нового, а только уничтожал идолов и утверждал поклонение Единому Богу, которое в народе давно смешалось с суевериями и языческими культами. Разумеется, именно к тому призывали и все пророки — но повседневность…

Продолжить чтение Иеремия, печальный пророк

Библейские переводы С.С. Аверинцева и читатель XXI века

С.С. Аверинцев дал в свое время лучшее описание основных задач филологии, которое мне только доводилось встречать: «Освоить духовный мир чужой эпохи филология может лишь после того, как она честно примет к сведению отдаленность этого мира, его внутренние законы, его бытие внутри самого себя… Когда современность познает иную, минувшую эпоху, она должна остерегаться проецировать на исторический материал себя самое, чтобы не превратить в собственном доме окна в зеркала, возвращающие ей снова ее собственный, уже знакомый облик. Долг филологии состоит в конечном счете в том,…

Продолжить чтение Библейские переводы С.С. Аверинцева и читатель XXI века