Родословие Иисуса Христа

В воскресенье перед Рождеством Христовым, которое в православной богослужебной традицией называет "Неделей Святых Отец", за Божественной литургией читается первая глава Евангелия от Матфея, основную часть которой занимает длинное родословие Иисуса Христа. Чаще всего верующие, к сожалению, не находят в этом чтении ничего поучительного. А зря. Объясняет епископ Николас Том Райт. В пьесе Оскара Уайльда "Как важно быть серьезным" главного героя попросили рассказать о прошлом его семьи. Он клянется, что потерял обоих родителей и его нашли в сумке крошечным ребенком. Взрыв негодования, с которым…

Читати даліРодословие Иисуса Христа

Стучитесь в молитву, войдете в созерцание

По поводу этой предельной точки, цели молитвенного чтения, мы будем крайне немногословны, полагая, что очень трудно определять и указывать такой момент, который различен у разных людей и который есть результат, а не следствие молитвы Слову. На самом деле все, что мы до сих пор описывали, уже представляет собой одну из форм молитвы, но на этом этапе читающий должен осознать это обстоятельство и больше чем когда-либо ощутись себя стоящим на молитве. (Эта статья — продолжение книги Энцо Бьянки, игумена монастыря Бозе в Италии, о…

Читати даліСтучитесь в молитву, войдете в созерцание

Lectio Divina: Ищите в чтении, найдете с медитацией

Если верно, что надо уметь молиться, то столь же верно и то, что надо уметь читать. Чтение, по преп. Кассиану Римлянину, должно вести к пониманию, к постижению Писания, к истинному знанию. Но прежде чем говорить собственно о чтении как этапе молитвы Слова, нужно остановиться на кое-каких необходимых составляющих его аутентичности. (Эта статья — продолжение книги Энцо Бьянки, игумена монастыря Бозе в Италии, о практике молитвенного чтения Библии. Читайте также предыдущую главу.) Прежде всего, чтение требует определенного времени: верующий должен распределить свое время так,…

Читати даліLectio Divina: Ищите в чтении, найдете с медитацией

Lectio Divina: Воспитание в молитвенном чтении

Среди самых настоятельных увещеваний, раздающихся из уст Отцов Церкви, — предостережение не обмирщвлять Писание, не делать из него предмет умствования или познания ради познания, ибо такими делами может заниматься и атеист, тогда как верующему известно, что он, взяв в руки Писание, может понять прочитанное только благодатью Божией. Таким образом, исконный и надлежащий способ читать Писание в осенений благодати — это молитвенное чтение. (Эта статья - продолжение книги Энцо Бьянки, игумена монастыря Бозе в Италии, о практике молитвенного чтения Библии. Читайте также предыдущую главу.)…

Читати даліLectio Divina: Воспитание в молитвенном чтении

Lectio Divina: От литургии Слова к молитвенному чтению

Продолжаем публикацию книги Энцо Бьянки, игумена монастыря Бозе в Италии, о практике молитвенного чтения Библии. Читайте также предыдущую главу. Слово Божие, обращенное к библейским авторам, было записано не для того, чтобы предоставить верующим некий застывший свод, но чтобы Писание всегда могло становиться Словом. Особое место, где Писание становится Словом, — это литургия. Свидетельство о том, как это происходит, мы читали на странице из Неемии и на странице из Луки, посвященной синагогальной традиции, которой следовал Иисус в Капернауме. В литургии Слово становится живым и…

Читати даліLectio Divina: От литургии Слова к молитвенному чтению

Молитвенное чтение Священного Писания: Слово Божие, литургия Слова

Продолжаем публикацию книги Энцо Бьянки, игумена монастыря Бозе в Италии, о практике молитвенного чтения Библии. Читайте также первую главу. 2. Слово Божие Писание, содержащее Слово Божие, ни в коем случае не следует воспринимать в духовной жизни как некий идеологический трактат или видеть в нем только книгу, на которой основаны только богословие да обучение катехизису. Писание — это обращение Бога к человеку, призыв к личности познавать Бога лично, соединиться с Христом и жить для Него, а не для себя. Поскольку Писание передает нам Слово…

Читати даліМолитвенное чтение Священного Писания: Слово Божие, литургия Слова

Молитвенное чтение Священного Писания. 1. Понятие о Слове Божием сегодня

Начинаем публикацию книги Энцо Бьянки, настоятеля монастыря в Бозе, Италия, "Молитвенное чтение Священного Писания. Молитва Слову" (М.: Путь, 1997). Перевод с итальянского Ю.А. Гинзбург, редактор издания М.А. Журинская. Читайте также предисловие к книге архим. Иосифа (Пустоутова) Слово Божие после многовекового изгнания вновь заняло подобающее ему центральное место в жизни Церкви; это неоспоримая истина. В сущности, можно говорить об обретении заново Слова Божия верующими, которые на протяжении столетий не знали Писания, не вступали с ним в непосредственное общение и не имели возможности соприкасаться со…

Читати даліМолитвенное чтение Священного Писания. 1. Понятие о Слове Божием сегодня

Как научиться читать Священное Писание и жить по Нему?

Предисловие к книге Энцо Бьянки «Молитвенное чтение Священного Писания» (М.: Путь, 1997). «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» Ин 1:1 Как научиться читать Священное Писание и жить по Нему? Этот вопрос ставит в своей книге преподобный Энцо Бьянки, и на него он пытается дать здесь свой ответ. Вопрос не новый. Не одно поколение христиан задавалось этим вопросом, и не одно поколение христиан искало на него ответ. В XX веке, а точнее в конце его, на пороге…

Читати даліКак научиться читать Священное Писание и жить по Нему?

Том Райт перечитывает апостола Павла: Божий суд. Что нас ждет на самом деле?

Несколько дней назад мы с Андреем Десницким были на блестящей лекции одного из самых известных в мире исследователей Библии – англиканского епископа Николаса Томаса Райта. Книги Райта давно переводятся на русский и издаются в Украине и России. Лекция Райта в Университете Фрибурга была приурочена к немецкому переводу книги, известной на русском языке как "Божий суд. Что нас ждет на самом деле согласно Библии?" Размышления библеиста касаются фундаментального христианского понятия – праведности. Ниже мы перепечатываем статью с портала "Православие и мир". Именно разногласия по…

Читати даліТом Райт перечитывает апостола Павла: Божий суд. Что нас ждет на самом деле?

Комментарий ко второму псалму

Этот царский псалом, восходящий к эпохе до вавилонского плена, имеет некоторые текстуальные неясности. Он без надписания и, возможно, изначально (вместе с Пс 1) был вступительным псалмом к какому-то сборнику псалмов. В масоретском тексте ритм 3+3. Псалом разделяется на четыре строфы, в каждой из которых – свое действующее лицо: враги (1-3), Бог (4-6), царь (7-9), псалмопевец (10-12ab). Концовка псалма Блаженны все, уповающие на Него (12с) сочетается с Пс 1 и тем самым указывает на исконное единство первого и второго псалмов. 1-3. В 1-2 ст.…

Читати даліКомментарий ко второму псалму

Исайя: сборник сборников

Книга Исайи – самая большая из пророческих книг, в ней шестьдесят шесть глав. В древней Церкви эта книга была самой изучаемой и самой «христианизированной» ветхозаветной книгой. Согласно Евангелию от Матфея, вся жизнь Иисуса, от рождения до смерти и воскресения, пророчески предсказана в книге Исайи. Экзегеты XIX и XX веков, используя историко-критический метод, обнаружили, что внутри книги имеются существенные стилистические, исторические и богословские различия и разделили книгу натрое: Исайя (главы 1-39), Второ-Исайя (главы 40-55) и Трито-Исайя (главы 56-66). В первой книге нас окружает политическая…

Читати даліИсайя: сборник сборников

Погребение Иисуса в свете Библии и археологии

В последние годы читающая публика столкнулась с разнообразными причудливыми теориями, вызывающими удивление или интерес, по поводу погребения (а в иных случаях — несостоявшегося погребения) Иисуса. На каком же основании мы можем доверять данным Евангелий? Так, в середине 1990-х один известный специалист по Новому Завету и непременный участник новостных телепрограмм и документальных фильмов сделал потрясающее заявление: вопреки тому, во что две тысячи лет верили христиане, тело Иисуса, вероятнее всего, не было погребено вообще — во всяком случае, не попало в гробницу. По мнению этого…

Читати даліПогребение Иисуса в свете Библии и археологии

Причины смерти Иисуса Христа

Многие люди, включая христиан, не знают, почему Иисус был казнен, почему Он нажил себе смертных врагов. Я слышал мнения, что Иисуса казнили, потому что Он был добрым или потому что Его боялись лицемерные фарисеи. Эти мнения не имеют под собой никакой реальной почвы. Евангелия, вошедшие в Новый Завет, указывают на несколько исторических факторов, которые особенно сильно действовали в последние дни жизни Иисуса и привели Его на крест; но Его доброта или споры с фарисеями к этим факторам не принадлежат. Во-первых, Иисус нажил себе…

Читати даліПричины смерти Иисуса Христа

“Всякая власть от Бога”? Трудности перевода смысла

Вниманию читателей предлагаем отрывок из беседы приснопамятного отца Георгия Чистякова, в которой анализируется известное выражение апостола Павла "нет власти не от Бога". Если мы с вами вот сейчас переходим к размышлению о том, что христианин должен быть активен, — а мы знаем из прошлого, как активны были подвижники, как активны были праведники, как активна была в высказывании своих взглядов на жизнь общества мать Мария Скобцова или многие другие люди ее времени и предыдущего времени, — в частности, великая княгиня Елизавета Федоровна, — если…

Читати далі“Всякая власть от Бога”? Трудности перевода смысла

О наготе в раю

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог». Так начинается третья глава библейской книги Бытия. О каком змее здесь говорится? Почему его отнесли к зверям, а не к пресмыкающимся или к гадам, появившимся в пятый и шестой периоды Шестоднева? Откуда «змей» знает о заповеди? И почему он искушает? Да и было ли животное-искуситель изначально пресмыкающимся? Однозначных ответов на эти вопросы нет. Но некоторые представления об этом мы можем все-таки получить, исходя из слов Священного Писания. «Змей» не относился к пресмыкающимся. В…

Читати даліО наготе в раю

Смерть Давида. На начало книги Мелахим (3-4 Царств)

Когда Давид состарился, войдя в лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. Мелахим-I 1:1   Йерушалаим – самый высокогорный город Эрец-Йисраэль. Поэтому зимой в нем холодно и неуютно. Батарей центрального отопления в домах нет, масляные электрообогреватели почти не помогают: подойдешь к нему – тепло, отошел – холодно. Снег, студеный горный ветер, холодные ливни – обычная погода для иерусалимского февраля. Мы не знаем, в какой из месяцев умирал Давид. Знаем только, что «покрывали его одеждами, но не мог он согреться» (Мелахим-I…

Читати даліСмерть Давида. На начало книги Мелахим (3-4 Царств)

Беседа о книге Иова

Вторая беседа Андрея Десницкого из цикла о Ветхом Завете в приходе отца Алексия Уминского. Читайте также первую беседу: Зачем христианину Ветхий Завет? Поскольку есть желание побеседовать о Книге Иова, я попросил эту книгу прочитать. И сейчас я исхожу из того, что собравшиеся здесь эту книгу прочитали. Я рекомендовал прочесть её в переводе Российского библейского общества. На самом деле это мой перевод. Я опираюсь на то, что вы прочитали её или в Синодальном переводе, или в других переводах. На русском языке их уже не…

Читати даліБеседа о книге Иова

Зачем христианину Ветхий Завет?

Беседа Андрея Сергеевича Десницкого в московском храме Святой Троицы в Хохлах (настоятель - прот. Алексий Уминский). Отец Алексей меня попросил поговорить на тему, которую мы с ним обозначили в беседе как «Зачем христианину Ветхий Завет?» Я на эту тему и писал, и говорил довольно много, но все равно такие вопросы встают. Однако я не готовил лекцию в формате лекции, чтобы выйти и час двадцать давать некоторую информацию, потом ответить на уточняющие вопросы и разойтись. Для меня удобнее провести эту беседу в жанре встречи.…

Читати даліЗачем христианину Ветхий Завет?

Оксфордский златоуст. Комментарий на синоптические Евангелия еп. Николаса Тома Райта

Серией книг «Популярный комментарий» епископа Даремского Николаса Тома Райта я заинтересовался после того, как прочитал его «Настоящее христианство» - лучший, на мой взгляд, апологетический труд современности для широких масс. Интерес к Райту подогревала и давняя запись в чьем-то блоге о священнике, «начитавшемся» Райта и сделавшем далеко идущие «неправославные» выводы... Хотелось проверить: так ли страшен этот ведущий современный западный библеист, профессор Нового Завета в Оксфорде и Кембридже, как порой представляют? Буквально с первых страниц напряженное ожидание сменилось радостью «узнавания». Райт — из той породы…

Читати даліОксфордский златоуст. Комментарий на синоптические Евангелия еп. Николаса Тома Райта

Свято-Иннокентиевские образовательные чтения прошли в благословенной Хакасии

На минувшей неделе мне довелось побывать в Хакасии, автономной республике в России, в Южной Сибири. Впрочем, климат в Хакасии совсем не сибирский: мало осадков, зимой морозов ниже тридцати почти не бывает, а летом вызревают стойкие сорта яблок, груш, абрикосов. Хакасия чем-то напоминает Монголию, в которой когда-то служил: много солнца, мало осадков, резко-континентальный климат. Резче не бывает, ведь Хакасия, Тыва и Монголия – самый отдаленный от океанов регион планеты. Приглашение приехать в этот, расположенный в самом центре Евразии край поступило от пастыря земли Хакасской…

Читати даліСвято-Иннокентиевские образовательные чтения прошли в благословенной Хакасии