Миссия и весть апостола Павла

Апостола Павла по праву называют вторым основателем христианства. Без его бурной миссионерской деятельности оно могло бы остаться маленькой еврейской сектой. Но как именно он обращал людей ко Христу и что говорил им в первую очередь?

paulos_

Миссионерская стратегия

Согласно книге Деяний (Деян 13:5,14; 14:1), прибыв в новый город, первым делом Павел шёл в синагогу и пытался убедить иудеев, что Иисус является Мессией. Большинство слушателей его весть отвергало1, но трудно представить, что она не привлекала вообще никого из иудеев и «боящихся Бога» язычников. И всё-таки в своих посланиях Павел почти не затрагивает тем, которые могли бы быть интересны христианам из иудеев. То есть, основанные им церкви состояли по большей части из бывших язычников (Гал 4:8; 1 Кор 12:2). На это можно возразить, что в Посланиях к Галатам и к Римлянам рассматривается отношение к Закону Моисееву. Однако первое было написано в ответ на приход в языкохристианскую общину иудеохристианских проповедников, а второе адресовано смешанной общине, которую основал не Павел. Таким образом, основным адресатом его проповеди были язычники.

Можно ли утверждать, что Павел просто выходил на городские площади и произносил публичные речи? Хотя некоторые отрывки Деяний (Деян 17:17) могут подтолкнуть к такому выводу, он сопряжён с одной трудностью. Если ты целыми днями проповедуешь, то за чей счёт ты живёшь? Конечно, Павел мог заинтересовать состоятельных людей и жить за счёт спонсорской помощи. Однако, во-первых, Павел вряд ли был красноречивым оратором (2 Кор 10:10), а во-вторых, такое поведение мало соответствовало бы характеру Павла, который старался быть независимым. Независимым как от иерусалимских апостолов, так и от спонсоров. Некоторую информацию о том, как Павел вёл проповедь среди язычников, можно извлечь из его посланий, особенно из самого раннего – 1 Фес. Относительно недавно всерьёз обратили внимание не следующие слова: «Ибо вы помните, братья, труд наш и изнурение: ночью и днём трудясь, чтобы не обременить кого из вас, мы проповедали вам Евангелие Божие» (1 Фес 2:9). То есть большую часть суток Павел трудился. Чем же он занимался? Деяния сообщают, что он был «делатель палаток» (Деян 18:3). Как отмечается в комментариях, речь может идти о работе с кожей вообще2. Итак, дело могло обстоять следующим образом3: Павел, возможно с сотрудниками, приходит в город, арендует помещение и открывает кожевенную лавку, попутно проповедуя своим клиентам: «О, вам нужен кожаный ремень, отлично! А ведь вот ещё что…» Действительно, что? Что говорил Павел?

Ядро вести Павла

Ясно, что обстановка лавки не располагает к подробным и долгим богословским речам. В 1 Фес содержит краткий пересказ его проповеди и отклика на неё: «…вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному, и ожидать Сына Его с небес, Которого Он воздвиг из мёртвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес 1:9-10). Итак, прежде рассказа об Иисусе, следовал рассказ о Боге Израилевом – единственном подлинном Боге и Творце. Надо было показать, что те боги, которых почитают язычники, ложные и мёртвые. На справедливый вопрос, а какое отношение Бог иудеев имеет к другим народам, Павел мог рассказать историю об Аврааме: Творец давно желал благословить все народы через потомство Авраама (Гал 3:8). Но как Бог это сделал? Что нового скажет Павел по сравнению со стандартной вестью о Боге, которую можно услышать в синагоге? И вот здесь мог идти рассказ об Иисусе, подлинном потомке Авраама (Гал 3:16), который умер и воскрес за всех людей (1 Кор 15:3, Рим 4:25). Что же надо делать в ответ на это деяние Бога? Ожидать скорого возвращения Воскресшего и последнего суда, живя при этом по самым высоким этическим и моральным стандартам (1 Фес 3:12; 4:2; 5:23).

Итак, мы видим, что Павел предлагал какую-то форму иудаизма, пусть и совершенно новую4. Но почему именно его проповедь оказался столь успешной? Стоит отметить, что слова Иисуса «обходите море и сушу, чтобы сделать хотя бы одного прозелитом» (Мф 23:15) свидетельствуют о непопулярности иудейской проповеди: сил кладётся много, а результат почти никакой5.

Во-первых, некоторых язычников привлекала идея единобожия и высокая нравственность. Во-вторых, весть о смерти и воскресении, к искупительным плодам которых можно приобщиться через крещение (Рим 6:3-9), могла напоминать им о мистериальных культах. Важной же положительной стороной вести Павла была её укоренённость в исторической реальности. Иисус – не какой-то сказочный давний бог, которого никто в глаза не видел. Нет, живы свидетели Его проповеди, а после воскресения Он явился не только им, но даже пятистам братьям, многие из которых до сих пор живы (1 Кор 15:6), а если так, то можно при желании их найти и обо всём расспросить. В вести Павла видно сочетание чувства глубокой причастности Богу через Христа с серьёзным историческим подходом: вера должна иметь твёрдое основание (1 Кор 15:14). В-третьих, культурная открытость: можно поклоняться Богу иудеев, не становясь при этом иудеем. И наконец, но никак не в последнюю очередь, стоит сказать о работе Духа Святого. С одной стороны, как пишет сам Павел, «и слово мое и проповедь моя – не в убедительных словах мудрости, но в явлении Духа и силы» (1 Кор 2:4), с другой, «вы получили Духа» (Гал 3:2). Таким образом, семена проповеди Павла падали на подготовленную почву, да ещё и Дух Святой обильно её удобрял.

Что дальше?

Некоторые обратившиеся ко Христу слушатели Павла могли обратить членов своих семей, друзей и знакомых. Очевидно, среди обратившихся были и люди состоятельные, в домах которых небольшие группы христиан могли собираться по воскресеньям для молитвы, общения, Евхаристии, обсуждения дальнейшей миссионерской стратегии. Нетрудно заметить, что Павел предпочитал основывать общины в относительно крупных городах, видимо, ожидая, что члены этих общин будут дальше сами распространять весть о Христе. Так, через несколько недель после отъезда из Фессалоник Павел пишет, что «от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахайи, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога» (1 Фес 1:8).

Ф. Брюс отмечает, что Павел «поощрял церковь думать о себе не как об “огражденном саде”, главная задача которого – загородиться от окружающего мира; напротив, этот “сад” обязан был наступать на окружающую пустыню и захватывать все новые и новые ее территории»6. Как только группа становилось подготовленной для самостоятельного существования, Павел отправлялся в следующий город, не оставляя при этом пастырского попечения о ней. Например, он передавал им свои послания, в которых затрагивал актуальные для общин вопросы.

До нас дошли как минимум 7 аутентичных посланий Павла: 1 Фес, Гал, 1-2 Кор, Фил, Флп, Рим. Стоит отметить, что некоторые из них (например, 2 Кор), возможно, являются сборниками из нескольких писем Павла. Далее, по убыванию вероятности Павла авторства, идут 2 Фес, Кол, Еф, Пастырские послания7. Во время очередного пребывания в Иерусалиме Павел был арестован как смутьян (Деян с 21:27). Он потребовал суда императора и был отправлен в Рим (Деян 25:21, 25; 26:32). Весьма вероятно, что в Риме при императоре Нероне его и казнили.

За годы своей миссионерской деятельности Павел вывел языкохристианство на просторы Римской империи. Именно он развил идею, что язычники могут войти в народ Божий, не становясь при этом иудеями. Павла справедливо можно считать создателем той формы христианства, с которой мы ныне сталкиваемся8. Сам же апостол всё наше внимание обращает к центру своей вести – Иисусу Христу. «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса как Господа, а себя как рабов ваших, ради Иисуса» (2 Кор 4:5).

Примечания

1 Павел подтверждает, что его проповедь вызывала переполох в синагогах: в 2 Кор 11:24 он упоминает синагогальное наказание.

2 И. А. Левинская. Деяния апостолов. Главы 9-28: Историкофилологический комментарий, 354. J. A. Fitzmyer, The Acts of the Apostles: A new translation with introduction and commentary, 626.

3 E. Sanders Paul: A Very Short Introduction, 24.

4 Например, он упоминает стандартные образы еврейской апокалиптики: неожиданный конец мира, суд Божий и т.д.

5 Впрочем, был ли иудаизм миссионерской религией, в науке ведутся споры. См., например, И. Левинская, Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры, S. McKnight, J. R. C. Cousland, Прозелиты и «боящиеся Бога» в Словарь Нового Завета: Мир Нового Завета, том 2, 637-647.

6 F. F. Bruce Павел в Деяниях и Посланиях в Словарь Нового Завета: Мир Нового Завета, том 2, 529.

7 Об авторстве и структуре посланий Павлова корпуса, см., например Р. Браун Введение в Новый Завет, том II, П. Покорны, У. Геккель Введение в Новый Завет. Обзор литературы и богословия Нового Завета, прот. А. Сорокин Христос и Церковь в Новом Завете.

8 Разумеется, языкохристианство не осталось полностью неизменным за 2000 лет.

Залишити відповідь