Павел до Дамаска

«Человек маленького роста, лысый, с кривыми ногами, с благородной осанкой, со сросшимися бровями и слегка выступающим носом, полный дружелюбия» (Деяния Павла и Феклы, гл. 3). Таким рисует апостола Павла поздняя легенда. Если мы хотим понять, кем был Павел и что он хотел донести до своих слушателей, мы должны обратиться к древним источникам.

apostle_Paul_

Откуда мы знаем о Павле

В магистральном направлении современной библеистики в качестве главного источника берутся письма самого Павла и дополняются информацией из книги Деяний (Браун Р. Введение в Новый Завет. Том II, с. 17-18).

Павел был родом из столицы провинции Киликия – города Тарса, находящегося недалеко от юго-восточного побережья Малой Азии (ныне Тарсус в провинции Мерсин, Турция). Дата его рождения неизвестна, но, вероятно, он родился около 5 г. н.э. Апостольская деятельность Павла приходится на 30-60 годы.

Большинство исследователей считают, что умер он в Риме в 62 или 64 году. Видя эти даты, можно спросить, как вообще их определили? Данные цифры мы можем получить, если свяжем информацию из текстов Нового Завета с каким-либо надёжно датируемым событием.

В 1905 году в Дельфах была обнаружена надпись, содержащая письмо императора Клавдия городу Дельфы, и в нём упоминается проконсул Галлион (Деян 18:12). Письмо Клавдия датируется 52 г. н.э. Так как срок службы проконсула составлял обычно 1 год, и вступление в обязанности проконсула происходило в конце весны или начале лета, то Галлион, вероятно, вступил в должность где-то в мае 51 г. н.э. Если отнять время пребывания Павла в Коринфе, то получится, что он прибыл туда зимой 49-50 г. н.э.

Эта информация согласуется с фактом встречи Павла в Коринфе с Прискилой и Акилой, которые прибыли туда после изгнания Клавдием иудеев из Рима, которое произошло в 49 г. н.э. (Деян 18:2). Другими важными вехами являются смерть набатейского царя Ареты IV (2 Кор 11:32-33; Деян 9:23-25) – между 38 и 40 гг. н.э., и прокураторство Феста в Иудее (Деян 24:27), которое началось в начале лета 56 г. н.э.

Какое образование получил будущий апостол язычников

О своей жизни «до Дамаска» Павел пишет в автобиографическом отрывке в Послании к Филиппийцам. «Если кто другой думает полагаться на плоть, то скорее – я: обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по Закону фарисей, по ревности гонитель Церкви, по праведности Законной – безупречный» (Флп 3:4-6). Деян 16:37-38 и 22:25-29 называют Павла римским гражданином от рождения.

Возможно, именно в Тарсе Павел научился изготавливать палатки. Так как палатки в то время производились в основном из кожи, мастер-палаточник должен был быть одновременно и кожевником. Благодаря такому поведению уже Павел-апостол мог сохранять независимость в проповеди и безвозмездно возвещать Евангелие. Какое образование получил будущий апостол язычников?

Вряд ли бы Павел мог называть себя «евреем из евреев», если бы на него большое влияние оказала греческая культура. Рассуждения апостола не дают оснований предположить, что Павел был хорошо знаком с классической литературой или трудами известных философов. На это можно возразить, что в 1 Кор 15:33 цитируется фраза из Менандра: «Дурное общество развращает добрые нравы», однако данная фраза вполне может быть крылатым выражением, и потому сложно считать её доказательством знакомства с трудами греческого поэта.

Если не греческим образованием, то чем же определялась мышление и речь Павла? Ответ простой: изучением и толкованием Писания. На язык апостола оказала влияния греческая Библия, распространённая среди евреев диаспоры в виде Септуагинты. Но иногда он обращается и к еврейскому тексту, который хорошо был ему знаком как «еврею от евреев». Чаще всего Павел ссылается на книгу пророка Исайи и Псалтирь. В своих рассуждениях он использует весь арсенал иудейских методов толкования того времени.

Фарисеи – учителя Павла

Согласно словам самого Павла в Деян 22:3, он довольно рано прибыл в Иерусалим и воспитывался под присмотром Гамалиила, известного фарисея и знатока Закона. Примерно половину своей жизни Павел был фарисеем. К сожалению, мы не так много знаем о фарисеях, как иногда кажется.

Как заметил один специалист по Новому Завету, «маленький грязный секрет новозаветной библеистики состоит в том, что никто не знает, кто такие фарисеи» (Цит. по Ястребов Г. «Третий поиск исторического Иисуса»: кризис критериев достоверности» в журнале «Страницы», 16:4 (2012) с. 498). Если вырвать новозаветные тексты из культурно-исторического контекста, то можно начать считать, что все фарисеи были ханжами и формалистами.

Иосиф Флавий начинает своё описание фарисеев такими словами: «Фарисеи – иудейская партия, последователи которой почитаются благочестивыми и компетентнейшими толкователями законов» (Иудейская война 1.5.2). Можно утверждать, что фарисеи славились своим серьёзным отношением к Закону Моисееву, скрупулёзностью в его толковании, опорой на благочестивые «предания отцов». Верили в телесное воскресение и/или бессмертие души.

Стоит отметить, что фарисейские интерпретации Закона были менее строгим, чем ессейские – другой группы внутри иудаизма того времени. И сам иудаизм I века н.э., и течения внутри него не были монолитными. Талмуд различает 7 видов фарисеев:

1) Фарисей «подожди немного» – у него всегда наготове предлог не совершать доброе дело;

2) «Ушибленные» фарисеи: чтобы не смотреть на женщину, они закрывали глаза и ушибались, натыкаясь на стены;

3) Фарисеи «выстави плечо»: как бы клали себе добрые дела напоказ на плечи, чтобы все их видели;

4) Фарисеи «горбатые»: ходили, ссутулясь, демонстрируя свое смирение;

5) Фарисеи «вечно подсчитывающие»: постоянно подсчитывали баланс своих добрых и злых дел;

6) Фарисеи «богобоязненные» – стоят в страхе и трепете перед Богом;

7) Фарисеи «боголюбивые» – истинные сыновья Авраама.

Конечно, Талмуд является поздним текстом (V-VI вв.) и не всегда отражает реалии I века н.э., однако то, что такая классификация применима и сейчас уже по отношению к христианам, позволяет предположить, что и в I веке она была актуальна относительно фарисеев.

Внутри фарисейского движения велись ожесточённые споры по разным вопросам. Например, школы Шаммая и Гиллеля спорили относительно того, по какой причине можно разводиться с женой. Гиллель считал, что можно развестись с женой из-за сущей мелочи, например, если у неё подгорел обед. Шаммай же утверждал, что развод оправдан только в случае очень серьезного нравственного проступка.

В атмосфере подобных споров и вырос будущий апостол. Поздняя иудейская традиция связывает учителя Павла Гамалиила с Гиллелем. В многочисленных дискуссиях Гиллель обычно предстаёт «снисходительным». Кстати, это вполне соответствует тому, что Деяния сообщают о Гамалииле относительно его отношения к христианству – новому течению внутри иудаизма (Деян 5:34-39). Однако стоит заметить, что связь Гамалиила со школой Гиллеля поставлена под вопрос (Haacker K. Paul’s life в The Cambridge Companion to St Paul, с. 41).

Самого себя Павел оценивать как хорошего фарисея: «по праведности Законной – безупречный». Праведность вовсе не означала полной безгрешности и отсутствия нарушений Закона. Закона, который был (или должен быть в идеале) даром Божьим для Своего народа. (См., например, работу Сандерса Э. «Павел, Закон и еврейский народ» в сборнике «Христос или Закон. Апостол Павел глазами новозаветной науки»; статью «Закон» в «Словарь Нового Завета. Том 2: Мир Нового Завета»; книгу Райта Т. «Божий суд: Что нас ждёт на самом деле согласно Библии».)

Но что же делать, если ты согрешил? И это Бог предусмотрел – даровал средства искупления. Упал – встань, соверши положенные по Закону действия – искренне, не формально! – и старайся дальше жить по воле Божьей. Что ж, вполне благочестиво. Фарисеи были теми, кто желал быть верным Богу не на словах, а не деле. Да, в евангелиях фарисеи спорят с Иисусом Христом, но с ними хотя бы был возможен аргументированный диалог или спор. Кроме того, Евангелие сообщает о фарисее Никодиме, который проявлял неподдельный интерес к учению Иисуса (Ин 3:1; 19:39).

Фарисейский или, шире, иудейский бэкграунд помогает понять не только поведение Павла «до Дамаска», но богословие Павла-апостола.

Был ли Павел женат

Был ли Павел женат? Деяний сообщают нам, что он «подавал свой голос» против христиан (Деян 26:10). Отдать голос в поддержку смертной казни мог только член синедриона, а брак был необходимым условием для членства в синедрионе. Впрочем, слова «подавал свой голос» могут означать здесь просто «одобрял», а наши сведения о Синедрионе могут не соответствовать ситуации I века н.э. Если Павел был женат, то дальнейшее упоминание о том, что у нет жены (1 Кор 7:7), может говорить о том, что он стал вдовцом или развёлся. Если верно последнее, то причиной развода могло быть то, что жена не одобрила его обращение ко Христу. И тогда слова Павла в 1 Кор 7:15 о том, что если неверующий хочет развестись, то не надо стараться всеми силами сохранить брак, может опираться и на личный опыт.

Почему Павел преследовал христианское движение

С уверенностью можно утверждать, что одним из видов деятельности, которым занимался Павел-фарисей, было преследование первых христиан. Было ли это как-то связано с его фарисейскими взглядами? Мы видели, что фарисейский учитель Павла относился к христианству довольно терпимо. По крайней мере, среди некоторых фарисеев христианстве могли встретить хоть какую-то поддержку. И книга Деяний как врагов христиан выставляет храмовое священство. Известно, что Иаков, брат Господень, был казнён по приказу саддукея первосвященника Анании (Евсевий. Церковная история, 2.23.11-18; Иосиф Флавий. Иосиф Флавий. Иудейские древности, XX 9.1).

Так почему же Павел преследовал христианское движение? Мы понимаем, что человек испытывает в жизни влияние разных взглядов и людей. Да и письма самого Павла показывают его как человека конфликта и полемики. Поэтому иногда предполагается, что всё дело в личном рвении Павла, в его ревности. И сейчас в христианстве мы иногда встречаем людей, готовых «порвать за Христа» всех несогласных с ними.

Священное Писание, которое оказало влияние на Павла, содержит разные наставления и примеры. Например, Ветхий Завет содержит как призывы отказаться мести (Лев 19:18), так и «блажен, кто размозжит детей твоих о камень» (Пс 136:9), как понимание субботы как института социального и гуманного (Ис 58), так и приказ Моисея носящего в субботу дрова человека побить камнями (Числ 15:32-36).

Мы можем предположить, что на юного Павла оказали особое влияние истории о Финеесе (Числ 25:6-13), Сауле (1 Царств 28:9), Илие (3 Царств 18:40; 19:14), Ииуе (4 Царств 10:7-17). Все эти ветхозаветные герои известны своей борьбой с вероотступничеством среди народа Израиля. Другое объяснение состоит в том, что Павел усматривал у христиан противоречие фарисейскому толкованию Закона. Но мы уже знаем, что о толковании Закона фарисеи спорили и между собой.

Возможно, враждебность Павла к христианам была связана с их почитанием распятого как Мессии, что другие иудеи могли оценивать как богохульство. Что это за Бог, который допустил распятие Своего Помазанника? Да, весть о Кресте «для Иудеев соблазн, а для язычников безумие» (1 Кор 1:23).

Чтобы разобраться в этих мнениях, стоит обратить внимание на то, что пишет Павел-апостол о гонениях на него самого, и что сообщают Деяния о дьяконе Стефане. В своих письмах Павел указывает, что единственными причинами гонений были миссия к язычникам и вопрос об обрезании (1 Фес 2:16; Гал 5:11; Гал 6:12). Из текста же Деяний видно, что Стефан не только «обслуживал столы», но и был пламенным проповедником, полным Духа и силы. Стефана обвинили в том, что он выступает против Храма и Закона (Деян 6:13).

Таким образом, мы можем предположить, что некоторые христиане стали допускать язычников в своё движение – пока ещё внутрииудейское! – не требуя от них обрезания и соблюдения некоторых других предписаний Моисеева Закона. То есть проблема могла быть в том, что находясь внутри иудаизма, часть христиан стала делать то, что, по мнению других иудеев, выводило их за рамки иудаизма.

Для благочестивых евреев обрезание, пищевые запреты, соблюдение субботы и тому подобные предписания вовсе не были какой-то мелочью, от которой можно спокойно отказаться. Это был вопрос верности своему Богу.

Впоследствии, уже Павел-апостол будет развивать богословские основы для такого поведения и сам начнёт допускать в семью Авраама язычников, не требуя от них обрезания.

Сейчас же цель Павла-фарисея ясна: бороться против этой, по его мнению, еретической группой иудеев. С этой целью он и отправился из Иерусалима в Дамаск. А по пути туда произошло событие, ставшее для Павла поворотным моментом, определившее собой всю его дальнейшую жизнь и богословие.

Цей запис має один коментар

Залишити відповідь