Родословие Иисуса Христа

В воскресенье перед Рождеством Христовым, которое в православной богослужебной традицией называет “Неделей Святых Отец”, за Божественной литургией читается первая глава Евангелия от Матфея, основную часть которой занимает длинное родословие Иисуса Христа. Чаще всего верующие, к сожалению, не находят в этом чтении ничего поучительного. А зря. Объясняет епископ Николас Том Райт.

В пьесе Оскара Уайльда “Как важно быть серьезным” главного героя попросили рассказать о прошлом его семьи. Он клянется, что потерял обоих родителей и его нашли в сумке крошечным ребенком. Взрыв негодования, с которым было встречено это известие, является одним из самых смешных моментов во всей книге. Одна из героинь восклицает: “Потерю одного из родителей еще можно рассматривать как несчастье, но потерять обоих, мистер Уординг, – это похоже на небрежность”.

Дело в том, что для многих общественных групп даже в либеральном западном мире, где всегда ценилась идея равенства, знание родословной человека является весьма существенным моментом. Многие находят, что изучение семейных корней позволяет почувствовать свою значительность и является весьма волнующим и воодушевляющим фактором. В традиционных обществах (например, у аборигенов Африки, у майори Новой Зеландии) считается, что семейное дерево человека – это существенная составляющая его личности. В традиционных обществах рассказ человека о собственном происхождении играет ту же роль, что хорошо составленное резюме в обществе современном.

Это должно помочь нам понять, о чём идет речь в начале Евангелия от Матфея. Открыв Новый Завет в первый раз, современный читатель часто бывает озадачен, когда уже на первой странице обнаруживает множество незнакомых и странных имен. Тем не менее ни в коем случае не стоит думать, что внимательное прочтение их перечня – пустая трата времени. Для многих культур, современных и древних (естественно, и в еврейском мире времен Матфея тоже), родословная Иисуса подобна барабанному бою, звукам трубы, городскому глашатаю, призывающих к вниманию. Эту родословную можно сравнить с величественной процессией, шествующей по главной улице города: мы видим тех, кто идет впереди и в середине, но все с нетерпением ждут того, кто шествует на самом почетном месте, замыкая процессию.

Большинство иудеев начали бы повествование о своем происхождении от Авраама, но в I веке н.э. лишь немногие, избранные из них, смогли бы проследить собственную родословную через царя Давида. Еще меньше тех, кто способен провести на своем семейном древе линию через Соломона и других иудейских царей, вплоть до изгнания в Вавилон.

После возвращения из этого изгнания в Израиле долгое время не было достойного правителя. В последние 200 лет до рождества Христова цари и царицы страны происходили не из колена Давидова. Ирод Великий, который вскоре появится в нашем повествовании, не был из царского рода; более того, он даже не считался настоящим евреем. Этот лицемерный ставленник Рима преследовал единственную цель – распространить и упрочить свое влияние на Ближнем Востоке. Но тогда еще жили евреи, ведущие свое происхождение от истинных древних царей, и само перечисление имен их предков могло быть расценено как политическое заявление. Никто не хвастался своей принадлежностью к царской семье, боясь быть подслушанным шпионами Ирода.

Но это как раз то, что делает Матфей, приводя родословие Иисуса. Чтобы подчеркнуть Его главенство, а не просто принадлежность к царской семье, Матфей выделяет три группы по четырнадцать имен в каждой (точнее, шесть групп по семь имен). Число семь и тогда и сейчас является одним из наиболее значимых символов. Родиться в начале седьмой семерки – явно значит занять особое место на семейном древе. Матфей утверждает, что рождение Иисуса есть именно то событие, которого Израиль ждал две тысячи лет.

В Евангелии рассказывается история отдельных членов рода Иисуса. Авраам – основоположник всего семейства, которому Господь обещал многие блага: он получит Ханаанские земли, и все его потомки будут благословлены, а великий Давид будет царствовать над миром. Однако во время вавилонского пленения казалось, что все эти обещания навсегда утеряны, так как на Божьем суде они потонули в море грехов Израиля. Но пророки верили, что Бог вернет свою милость потомкам Авраама и всему роду Давида. После возвращения из Вавилона евреи еще долгие годы жили под игом иноплеменных язычников, что расценивалось ими как продолжающееся изгнание. Люди ожидали Божьего суда и освобождения от грехов. И вот, по словам Матфея, пришел этот час: родившийся ребенок (последний из царского рода) и есть Божий помазанник, долгожданный Мессия, о котором говорится в древних пророчествах.

Матфей знает, что история рождения Иисуса поистине необычна. Он рассказывает о том, что Мария, мать Иисуса, забеременела не от своего мужа Иосифа, а от Духа Святого. Удивительна и вся работа Господа в царском роду: Иуда принял свою невестку Фамарь за блудницу, Вооз был сыном Рахавы, блудницы из Иерихона, а Давид прелюбодействовал с женой хеттеянина Урии. Если Господь действует таким необычным способом, это может означать, что Он призывает нас к вниманию.

Новый Завет начинается с Евангелия от Матфея. Миллионы верующих, открывая для себя Христа, прочли эту родословную. Поняв ее значение, мы можем теперь продолжить повествование. Рождение Иисуса знаменует собой то обещанное Господом событие, которого люди ждали в течение двух тысячелетий, и в то же время это нечто совершенно новое и необыкновенное. Сегодня, как и прежде, Господь продолжает творить чудеса для тех, кто учится в Него верить.

Отрывок из книги: Райт Н. Т. МАТФЕЙ, ЕВАНГЕЛИЕ. Популярный комментарий. М.: ББИ, 2010.

Залишити відповідь