Смерть Давида. На начало книги Мелахим (3-4 Царств)

Когда Давид состарился, войдя в лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться.

Мелахим-I 1:1

 

Йерушалаим – самый высокогорный город Эрец-Йисраэль. Поэтому зимой в нем холодно и неуютно. Батарей центрального отопления в домах нет, масляные электрообогреватели почти не помогают: подойдешь к нему – тепло, отошел – холодно. Снег, студеный горный ветер, холодные ливни – обычная погода для иерусалимского февраля.

Мы не знаем, в какой из месяцев умирал Давид. Знаем только, что «покрывали его одеждами, но не мог он согреться» (Мелахим-I 1:1). Было ли это в зимнюю пору, а может летом? Старики, тем более перед смертью, часто испытывают озноб и во время летнего зноя.

Давид был не так уж и стар, ему было всего лишь семьдесят лет. Но поизносился он в бесконечных военных походах и среди внутренних смут. Воюя с окрестными народами, бегая от Шауля и Авшалома, рано постарел.

И вот он лежит на одре своем посреди завоеванной иевусейской столицы, сделанной им столицей всего Йисраэля, покрывают его лучшими шерстяными одеялами, подкладывают ему под бок, словно грелку, юную горячую девицу (Мелахим-I 1:2-4), но не может он согреться.

И вспомнил Давид, как давным-давно в одной из пещер Эйн-Геди лишил он части одежды благодетеля и недруга своего Шауля. Тот отрезанный край плаща предшественника своего помазанника Божия Шауля стал причиной его предсмертного озноба. Как горько сожалел он о поступке своем тогда! «Больно стало Давиду, что он отрезал край от одежды Шауля» (Шмуэль-I 24:6). Еще горше было ему теперь, когда, немощен и беззащитен, умирал он на царском своем одре.

Тем временем окружающие уже начали дележ его наследия. Кому достанется престол? Адонияху или Шломо? Так бывает всегда, когда умирает основатель новой империи, вспомнить хотя бы смерть Петра Великого. Короткими, лаконичными фразами общается Давид с теми, кому есть доступ в его опочивальню. Обессиленный, лежит он на ложе своем. Пустующий трон – предмет тщеславных вожделений многочисленных сыновей, рожденных его восемнадцатью женами. Главные претенденты – Адонияху и Шломо.

Победит в этом соревновании Шломо. Победа достанется ему без сражений, женской хитростью матери и мудростью пророка Натана. Царство достанется ему без битв, умиротворенным и покорным. Но это еще впереди. А пока еще жив Давид.

«Да живет господин мой, царь Давид, вовеки!» (Мелахим-I 1:31), – восклицает Бат-Шева, мать Шломо, услышав от Давида: «Шломо, сын твой, будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем вместо меня» (Мелахим-I 1:30). Что ж, ее восклицание – лишь обычный придворный этикет? Ведь Давид не сегодня-завтра умрет?

Ответ будет дан лишь через триста с лишним лет, через пророка Йехизкеля. Израиль в плену Бавеля, Йерушалаим и Храм разрушены, последний помазанник из давидидов Цидкийяху ослеплен, а все его сыновья заколоты (Мелахим-II 25 гл.). Все надежды, казалось бы, потеряны, у Йехуды никогда больше не будет собственных царей. Ведь таковыми могут быть только потомки Давида, об этом сам Всевышний клялся Давиду: «Однажды Я клялся святостью Моею, солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце предо Мною» (Теилим 89:36-37, в русском Синодальном переводе: Пс 88:36-37). Пленники Циона были уверены, что Всевышний нарушил Свой завет с Давидом: «Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего, пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его» (Теилим 89:39-40, в русском Синодальном переводе: Пс 88:39-40). И из глубины этой безнадежности прозвучало утешительное слово Божье, голосом пророка Йехезкеля, разделившего со своим народом горечь рабства: «Раб Мой Давид будет царем над ними и пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Яакову, не которой жили отцы их. Там будут жить они и дети их, и дети детей их вовеки, и раб Мой Давид будет князем у них вечно» (Йехезкель 37:24-25. Ср. Йехезкель 34:23-24. Ошеа 3:5).

Нового, совершенного Давида дождался Йисраэль. Йеошуа а-Машиах (Иисус Христос) – новый Давид. В Нем исполнились чаяния Бат-Шевы, Йехезкеля и всего Йисраэля, а вместе с Йисраэлем – всего человечества.

Христос царствует, и Его эсхатологическому Царству, которое Евангелия называют Царством Божьим и Царством Небесным – не будет конца.

Залишити відповідь