Эволюция понятия «священство» в религии откровения. Часть 2. Новый Завет

>>> Читайте также первую часть >>>

Новозаветное священство

Мы специально тему новозаветного священства выносим за рамки предыдущей части, где речь шла о священстве в истории. Если в Адаме происходит схождение в историю, то во Христе начинается обратный процесс: восхождение из истории в Царство Небесное (ср. 1 Кор 15:22). Празднуя в день Рождества Христова пришествие Бога в мир, Церковь поет: “…и Серафим отступает от древа жизни, и аз райския пищи приобщаюся…”. В Царстве Небесном, “времени уже нет” (ср. Откр 10:6), а значит, можно говорить о том, что в Новом Завете исторические категории постепенно уступают место внеисторическим. “Остановка времени”, “конец времен” или выход за пределы пространства и времени предощущаются всякий раз, когда человек становится участником теофании.

Христос – Первосвященник

Первое и основное свидетельство, в котором служение Христа показано как первосвященническое, есть рассказ о Тайной вечере. Здесь установление Евхаристии изображается с чертами, свойственными лишь жертвоприношению. Сам Христос есть здесь и жертва, и жрец, “приносяй и приносимый, приемляй и раздаваемый”. При этом сама Тайная вечеря как бы растягивается во времени, начинаясь в Преображении, продолжаясь в Сионской горнице, достигая своего апогея на Голгофе и заканчиваясь при сошествии Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы (Ср. Протоиерей Сергий Булгаков. Агнец Божий, с.354–363.). Добровольная жертва Христова, которую Христос как Первосвященник приносит за жизнь мира (Ин 6:51), имеет небесное измерение. Прорыв в область Нетварного Света в Преображении и Пятидесятнице приоткрывает нам эсхатологическую глубину крестной смерти Спасителя.

В Откровении Иоанна Богослова (Откр 1:13) Иисус предстает в первосвященническом одеянии. Священство Христа – это не ветхозаветное, подзаконное священство по чину Аарона, а надзаконное священство по чину Мелхиседека (Быт 14:18, Пс 109:4, Евр 7:3-10, 20-26). Тем не менее, как закон исполняется во Христе (Мф 5:17), так и первосвященство Аарона тоже Христом доводится до полноты. Иисус – как некогда Аарон и больше чем он – призван Богом быть посредником между Ним и людьми и приносить жертвы за их грехи (Евр 5:1-4). Как некогда колено Левиино должно было быть взято в удел и отделено от грешников, так и Первосвященник Христос “святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников” (Евр 7:26). Он – совершенный Священник, “превознесенный выше небес”. Иисус, “как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них” (Евр 7:24, 25).

Важно, что Иисус Христос исполняет и вторую обязанность священников Ветхого Завета – служение Торе. Не держась за букву Закона, Он проливает свет на глубинную ценность его, заключенную как в первой заповеди, так и во второй, ей подобной (Мф 22:34 – 40). Однако при этом Слово Иисуса – высшее откровение, Благая Весть спасения, окончательно исполняющая Закон.

Священство христиан

На христиан переходит священство ветхозаветной церкви. Теперь христиане – “царство священников” и народ, взятый в удел (1 Петр 2:5, 9; Откр 1:6; 5:10; 20:6). Это относительное священство народа: новозаветная церковь становится той малой закваской, которая призвана заквасить все тесто, вобрать в себя все народы. В этом священстве христиане разделяют священство Главы Церкви – Иисуса Христа: каждый христианин должен взять свой крест (Мф 16:24) и пить Его чашу (Мф 20:22; 26:27), каждый должен возвещать Его благовестие (Лк 9:60; 10:1-16) и свидетельствовать о Нем даже до смерти (Мф 10:17-42). Так Иисус, Сын и Царь-Мессия, приобщает к Себе и Своему священству всех людей. В этом смысле все, вступающие с Богом через Христа в Новый Завет, принимают посвящение Крещения и помазание Святого Духа. Таким образом, вся христианская жизнь становится литургией, неким священнодействием. “Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего”, призывает апостол Павел (Рим 12:1; см. Флп 3:3; Евр 9:14; 12:28). В церкви все христиане подобно Христу становятся жрецами, приносящими самих себя в жертву. Они добровольно отдают себя в послушание Богу, чтобы через них Господь осуществлял Свой спасительный промысел. Можно сказать, что это священство Церкви как Тела Христова – продолжение священства Христа, Главы этого Тела.

Особые служения

После вознесения Христа на небо дело Христово на земле продолжается. Церковь как богочеловеческий организм растет, и для укрепления этого организма становятся необходимы различные служения. Конечно, всякий человек по мере своего таланта, дара, способностей призван служить Богу и ближнему. В этом смысле профессия и труд включаются в Божественную волю и порядок. Этот процесс творческого переосмысления жизни и всестороннего воцерковления ее приобретает характер священнодействия.

Однако с самого начала возникновения церкви, еще во время пребывания Спасителя на земле, в ней выделяются особые служения. Так, Иисус призывает Двенадцать, чтобы доверить им ответственность за свою Церковь. Он подготавливает их к служению Слова и передает им некоторые из Своих полномочий (Мф 10:8, 40; 18:18), в том числе власть прощать грехи (Ин 20:21-23). В последний вечер Он вверяет им Евхаристию (Лк 22:19). Также впоследствии они должны совершать Крещение во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Апостолы следуют по пути Христа, и для продолжения своей деятельности они, в свою очередь, ставят ответственных людей. Эти ответственные люди называются пресвитерами (в переводе с греческого «старейшинами»), иногда они называется епископами («блюстителями»), в Тит 1:5, 7 пресвитер приравнен к епископу. Избрание пресвитера – важное и ответственное дело, изначально оно совершается Святым Духом (Деян 20:28). Однако назначение на пост пресвитера может происходить и посредством избрания, были назначения, совершенные апостолами. С древних времен поставление на служение пресвитера происходило через молитву и рукоположение (Деян 14:23, 2 Тим 1:6, 1 Тим 4:14, Тит 1:5). Сторонники универсальной экклезиологии считают, что с тех пор божественная благодать, а вместе с нею особенные полномочия, непрерывно передаются из поколения в поколение. “Таинственное рукоположение, идущее от Иисуса Христа и апостолов, есть тот ток, через который течет до наших времен и будет течь до скончания века дар Духа, вложенный в организм церковный” (Проф. Киевской духовной академии В. Певницкий. О священстве. С.15–26.).

К прямым обязанностям пресвитеров относятся 1) служение Слова: проповедь Евангелия, учительство; 2) совершение церковных таинств; 3) пастырское попечение и духовное руководство. Как видим, эти обязанности очень напоминают обязанности священников ветхозаветной церкви. Разница, по большому счету, лишь в том, что дополнительно к Торе проповедуется Евангелие, а культовые ветхозаветные обряды заменяются таинствами и богослужениями. Важно, что такой элемент священнических обязанностей как охранение святыни тоже есть: становится необходимым охранение святости таинств и Евхаристии и защита их от профанности. Кроме того, с появлением храмов у служителей клира возникают дополнительные обязанности, связанные с поддержанием порядка и чистоты в помещении, с обеспечением наличия и пригодности богослужебной утвари. Эти обязанности схожи со служением левитов. Пастырское попечение и духовное руководство новозаветных пресвитеров очень сильно напоминают долг ветхозаветного священника – “носить у сердца”, т. е. постоянно помнить, не только “имена сынов Израилевых” (Исх 28:29), но и “суд сынов Израилевых” (Исх 28:30) – иначе говоря, все обстоятельства их жизни, их грехи и повинности вспоминать пред Всевышним и молить Его о прощении.

Как уже отмечалось ранее, то, что в Ветхом Завете было будущим, в Новом Завете становится настоящим. Но это настоящее, в свою очередь, есть предвосхищение и образ грядущего. Царство Божие, явленное во Христе, есть Царство будущего века. Причастие этому Царству не упраздняет грани между временным и вечным. Поэтому вполне естественно, что в новозаветном храме обособляется особенное место, символизирующее вечное Царство Божие (алтарь), и вновь появляется преграда, завеса, а позже иконостас. Иконостас символически обозначает грань между двумя мирами: вневременным и временным (Успенский Л. А. Вопрос иконостаса. С.10.).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно заключить, что, несмотря на всю онтологическую углубленность Нового Завета по отношению к Ветхому, институт пресвитеров и епископов для обеспечения устойчивости религиозной жизни заимствовал многие формы ветхозаветного культа. Поэтому неудивительно, что со временем название пресвитер (старейшина) становится синонимичным слову иерей (по-гречески, жрец), а название епископ (блюститель) – слову архиерей (верховный жрец, первосвященник) (Настольная книга священнослужителя. Том 4. С.325, 326.).

Протопресвитер Николай Афанасьев замечает, что воля Божия не может находиться в зависимости от воли человеческой или быть ей подчинена: Бог ниспосылает дары Святого Духа не на тех, кого избирают епископы или церковный народ, а на тех, кого он Сам избирает. “Епископ имеет благодать совершать таинство рукоположения, но это не значит, что он распоряжается дарами Святого Духа” (Протопресвитер Николай Афанасьев. Церковь Духа Святого. С.97.). Поэтому пророки, евангелисты, пастыри, учителя (Еф 4:11, 12) вполне могут и не принадлежать к церковному клиру. Отсюда не следует, что призванный к одному служению должен обладать только одним даром. Часто у одного человека бывает много духовных даров. Дарами пророчества, проповеди, духовного руководства, учительства могут обладать как клирики, так и лаики. Служение управления также не должно являться исключительной прерогативой клира. Конечно, там, где дело касается организации таинств, проведения Евхаристии, храмовой жизни, клирики – законные хозяева положения (впрочем, и здесь место остального, не принадлежащего к клиру народа еще не достаточно осознано). Однако в других областях жизни руководить процессом могут и лаики. Кроме того, необходимо отметить, что в христианстве служение управления имеет в себе известную противоречивость. Его нельзя понимать как власть в привычном смысле. Слова Спасителя “кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом” (Мф 20:27) по-прежнему остаются актуальными. Действительно, до сих пор в церкви с некоторой долей необходимости наличествует власть силы и принуждения, однако при этом единственная подлинная власть, которая до времени остается скрытой, – это власть любви. Именно эта внутренняя духовная власть любви противопоставляется внешней силе. Именно она призвана предохранять церковную иерархию от попыток построения иерократии по принципу “Великого инквизитора”. Крест как символ любви, противостоя мечу как символу силы, защищает церковь от перегибов в этой сфере.

Из всего вышесказанного следует, что те формы церковной жизни, какие мы видим в окружающей действительности, вполне могут быть десакрализованы при неизменной сакральности самой этой жизни, т.е. в них должно быть выявлено временное и вечное, т.к. при явлении большей полноты церковной жизни потребуются новые формы и новые смыслы.

Священство в эсхатологии

Можно ожидать, что в эсхатологической перспективе со священством произойдут существенные изменения. Конечно, они произойдут только тогда, когда Церковь, Тело Христово, придет в полноту Своего возраста (Еф 4:13). При этом можно ожидать, что Дух Святой изольется на всякую плоть (Иоиль 2:28), как в День Пятидесятницы Он излился на апостолов (Деян 2:17), а, значит, исполнится чаяние Моисея, и все в народе Божием станут пророками (ср. Чис 11:29). Тогда Сам Бог будет обитать с народом Своим (Откр 21:3), и люди вернутся в область Божественного Света, откуда они были изгнаны в результате грехопадения. Слава Божия вновь воссияет, и спасенные народы будут ходить во Свете Божием (ср. Откр 21:23, 24). Храма уже не будет (Откр 21: 22).

Относительное и профессиональное священство перестанут существовать. Когда спасенные народы приведены к Богу и грехи народов прощены, тогда профессиональный священник уже сделал свое дело, и ему надлежит скромно отстраниться, предоставив “Божие Богу”. Также исчезнет такое понятие, как “народ, взятый в удел”: в эсхатологической перспективе со всех народов “снимается покрывало”, и они обретают Бога (ср. Ис 25:7, Откр 15:4). На смену неполному и относительному священству приходит всеобщее полное и абсолютное природное священство. В отличие от временного относительного священства, связанного с конечностью греха и земного существования, это священство – вечно. Падшая человеческая природа восстанавливается и вновь получает свое священническое назначение. К тому моменту всякое начальство, власть и сила должны быть упразднены (1 Кор 15:24), и последний враг — смерть — истреблен (1 Кор 15:26). Теперь онтологическая природа человека приближается к полноте своего раскрытия, и человек узнает свое истинное призвание.

В заключение отметим, что ясное понимание смысла священства чрезвычайно необходимо верующему человеку. Роль и ответственность священника, поставленного на служение Церковью, огромны. Задача профессионального священника – высоко держать знамя священства, быть достойным соработником Божиим. Но это задача не только того, кто наделен особым служением, каждый верующий человек призывается к преображению своей жизни в благоговейное священнодействие.

Закончить нашу работу хотелось бы словами преподобного Исаака Сирина. Из глубины веков звучат эти слова, чтобы и современный человек осознал свое великое призвание – быть священником Богу живому: “Украшай себя добродетелью, о человек слабый, дабы позволено было тебе священнодействовать Богу в доме таинств, и дабы ты был помазан Духом во освящение благодаря обилию чистоты, которой ты украшен в служении своих внешних членов и в сокровенности сердца своего. Изобрази в душе своей образ преобразовательной скинии – вовне и внутри. В чувствах своих собери собрания добродетели, и в сердце своем священнодействуй Богу чистую жертву; соверши примирительную жертву о грехах тех, кто вовне… И вместо золотой крышки поверх ковчега помести в сердце созерцание тайн Спасителя своего, ибо через это откроется тебе Бог в откровениях дивных…” (Цит. по: иером. Иларион (Алфеев). Мир Исаака Сирина. С.315.).

Литература

1. Библейская энциклопедия Брокгауза. Фритц Ринекер. Герхард Майер. ChristlicheVerlagsbuchhandlungPaderborn. Русское издание 1999 г. “Християтска зоря”, г. Кременчуг Украина.

2. Протоиерей Александр Шмеман. Водою и духом. М., 1999 г.

3. Священник Георгий Кочетков. В начале было слово. Катехизис для просвещаемых. М., 1999 г.

4. Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. Сергиев Посад, 2000.

5. Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. М., 1999.

6. Протоиерей Александр Мень. Магизм и единобожие. М., 2001 г.

7. Словарь библейского богословия под редакцией Ксавье Леон-Дюфура. Киев – Москва, 1998 г.

8. Протоиерей Александр Мень. Исагогика. Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. М., 2000 г.

9. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. М., “Теревинф”, 1994 г.

10. Протоиерей Александр Шмеман. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992 г.

11. Протоиерей Сергий Булгаков. Агнец Божий. М., 2000 г.

12. Проф. Киевской Духовной Академии В. Певницкий. О священстве. Киев, 2001 г.

13. Православное богослужение. Выпуск 1. Русифицированные тексты вечерни, утрени, Литургии св. Иоанна Златоуста. М., 1999 г.

14. Протопресвитер Николай Афанасьев. Церковь Духа Святого. Рига, 1994 г.

15. Настольная книга священнослужителя. Том 4. М., 2001 г.

16. Успенский Л.А. Вопрос иконостаса.

17. Иеромонах Иларион (Алфеев). Мир Исаака Сирина. М., 1998 г.

Залишити відповідь